Максим Соколов: Мосты и дороги (Россия: Нацпроекты) (05.03.2019)

О перспективах сперва двенадцати, а теперь уже тринадцати нацпроектов (добавились еще "Производительность труда и поддержка занятости", на которые выделено в два с лишним раза меньше, чем на культуру – тоже не избалованную финансированием), которые предстоит осушествлять до 2024 г., говорят разное.
От оптимистического "пятилеточки шаги по всей стране протопают" до скептического "будет как всегда", тем более, что на памяти нынешнего поколения – даже не старожилов – уже были нацпроекты, громко разрекламированные, а потом подвергнутые благоумолчанию.

Еще Гамлет, принц датский, отмечал: "Так погибают замыслы с размахом, в начале обещавшие успех". А поскольку нацпроекты предстоит реализовать новому старому правительству, деловые качества которого всем известны, то, с одной стороны, "молитесь Богу, в его власти и чудеса творить", с другой – может и не сотворить.

Но, конечно, заранее говорить, что ничего не получится, нехорошо. Таким скепсисом можно опорочить любое полезное начинание.

Интереснее другое.

Если посмотреть приоритеты начинаний, отражающиеся в цифрах финансирования, то почти половину денег – 11 триллионов руб. из общей сметы в 25,7 триллионов, т. е. 43% -- намечено потратить на инфраструктуру. Условно говоря, на мосты и дороги. А именно: "Развитие транспортных коридоров «Запад—Восток» и «Север—Юг» для перевозки грузов. Повышение уровня экономической связанности территории России посредством расширения и модернизации железнодорожной, авиационной, автодорожной, морской и речной инфраструктуры" -- 6348,1 млрд руб. и "Увеличение доли региональных автодорог, соответствующих нормативным требованиям, до 50%. Снижение доли дорог, работающих в режиме перегрузки, на 10%. Снижение смертности в результате ДТП в 3,5 раза" -- 4779,7 млрд руб.

Как говорил комиссар у Есенина,

"Здесь одно только нужно лекарство:
Сеть шоссе и железных дорог.
Погодите, лишь только клизму
Мы поставим стальную стране,
Вот тогда и конец бандитизму,
Вот тогда и конец резне".

И в общем-то правильно говорил. Если заменить "резню" на "херню", то инфраструктурная клизма очень способствует хотя бы частичному избыванию этого прискорбного явления. Так что явный приоритет дорог и мостов признак весьма похвальный. Даже если в рамках культа личности В. В. Путина станут называть "pontifex maximus".

Есть только одна странность. Еще пятнадцать лет назад, когда не было такой скверной международной обстановки, т. е. санкций и кредитной блокады, а нефть неудержимо перла вверх и казна пухла от денег, люди говорили, что ситуация в высшей степени благоприятствует развитию инфраструктуры. При том, что в самые жирные нулевые годы объемы дорожного строительства были в несколько раз меньше, чем при Ельцине. Хотя с тем, что 90-е гг. никак нельзя назвать жирными, согласны все.

Парадокс объяснялся жесткой позицией тогдашнего министра финансов и de facto экономического диктатора нулевых А. Л. Кудрина. Который четко заявлял: "И кроватей не дам, и умывальников", ибо деньги нужно обращать в сокровища и размещать в US treasuries. А упоминание дорог и мостов повергало минфина в совершенное негодование, как если бы ему предлагали что-то нехорошее и постыдное.

Ненависть к мостам мотивировалась следующим образом:

а) все разворуют, а так в американских подвалах верных деньги целы будут;

б) если потратить деньги (даже и без всякого воровства) внутри страны, это приведет к инфляции, поэтому нефтяной дар небес нужно стерилизовать;

в) солнце не вечно сияет, счастье не вечно везет, поэтому нужно создавать подушку и заначку, чтобы в тощие годы ее тратить.

г) главное -- не конкретные мосты и дороги, а равно заводы и фабрики, но институциональные преобразования, после которых пойдет уж музыка не та, у нас запляшут лес и горы, а мосты сами построятся по манию невидимой руки рынка.

Сегодняшние нацпроекты, в рамках которых 43% предполагается потратить как раз на злопроклятые мосты и дороги, заставляют вспомнить те давние аргументы, которые изрекались, как истина в последней, причем не зависящая от экономической и политической коньюнктуры.

Ибо:

а) почему сейчас все не разворуют?

б) почему сейчас трата денег внутри страны не приведет к инфляции?

в) почему сейчас подушка и заначка уже не так не актуальна? черный день больше не угрожает?

Конечно, можно сказать, что когда-то А. Л. Кудрин был экономическим диктатором и много чего надиктовал, но сейчас иные времена, и что за интерес вспоминать былые рацеи былого диктатора? Сейчас и время другое, и руководящие лица другие.

Но проблема в том, что социально-экономический блок правительства – это те самые лица с той самой идеологией. Тут ничего не поменялось. И почему эти же самые лица будут с энтуазиазмом строить мосты и дороги, хотя такое занятие противоречит всему, чему их много лет учили – это интересный вопрос.

Источник
05.03.2019

Максим Соколов





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта