Сергей Викторов: «Мы выбираем, нас выбирают…» (02.08.2013)
Строфа из замечательного кино-шлягера 80-х годов прошлого века все чаще всплывает в памяти по мере приближения даты 8-го сентября - единого дня голосования в Москве и Московской области. Беспокоит и постоянно сверлит мозг сакраментальный вопрос: так что же, в конце-то концов, - «мы выбираем» достойного и желанного или, все-таки, - «нас выбирают» в качестве инструмента обеспечения результатов выбора угодного «верхам» кандидата?
Между тем, родители понятия демократии, древние греки, определяли ее как «власть граждан», «народовластие». Существующая ныне в России выборная система, конечно, далека от идеальной ( если она вообще существует) и успела пройти за почти 22 года новейшей истории сложный и извилистый путь прорывов и отступлений.
Начнем с порога явки. Устанавливаемый Законом минимальный порог явки на выборы, чтобы они считались состоявшимися, менялся многократно. Сначала это было 50 процентов, потом 25, последние несколько лет порог явки в России вообще снят. Легитимность выборов можно было бы ставить под сомнение, но… А как думает по этому поводу сам народ? Проведенный в конце 2012 года соцопрос показал, что на вопрос: «Как вы считаете, в России нужно или не нужно вновь ввести порог явки избирателей на выборы?», - лишь 39 процентов россиян высказались за возвращение порога явки, остальные либо против, либо затруднились ответить. И логика большинства простая: голосовать или не голосовать – это право граждан, а не обязанность. Кстати, явка в Селятино никогда не была особенно высокой: в 2007 году на выборах в Госдуму проголосовало 56% избирателей, в 2009 году на выборах Главы поселения это было 28%, на выборах 2011 года в Госдуму – 46%, Президента РФ – 59%. По прогнозам социологов и на этих выборов явка избирателей в Селятино будет около 50%.
Теперь о выборах Губернаторов.
В современной России должности Глав администраций краев, областей, автономных округов, мэров Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербурга), а в некоторых республиках - Президента были введены в 1990-1991 годах.
С 1992 года по 1996 годы единой системы формирования региональной власти в России не существовало. Одни Губернаторы назначались Президентом, другие избирались всенародно. В 1995 году был принят закон, согласно которому все Главы субъектов Российской Федерации должны были избираться населением в рамках прямого, равного и тайного голосования.
В 1999 году было введено положение, согласно которому одно и то же лицо не может избираться более двух раз подряд. В сентябре 2004 года, через 10 дней после развязки трагедии в Беслане, Президент России Владимир Путин, выступая на расширенном заседании Правительства с участием Губернаторов, сенаторов и депутатов, огласил программу политических реформ. Наиболее масштабной стала инициатива по отмене прямых выборов Губернаторов в связи с необходимостью укрепления вертикали власти для более эффективного противодействия террористической угрозе.
11 декабря 2004 года был принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно закону, прямые выборы Глав субъектов РФ были заменены на утверждение кандидатур Губернаторов местными законодательными собраниями по представлению Президента РФ. Документ предусматривал также, что Глава региона, всенародно избранный до вступления в силу закона о новом порядке выборов, может поставить вопрос о доверии ему перед Президентом РФ.
23 января 2005 года в Ненецком автономном округе состоялись последние прямые выборы Главы региона.
31 декабря 2005 года был принят ФЗ "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "О политических партиях". Закон был направлен на повышение роли политических партий в формировании органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Документ предусматривал, что политическая партия, список кандидатов которой по результатам выборов в законодательный орган власти субъекта РФ получил по итогам распределения наибольшее число депутатских мандатов, вправе инициировать предложения Президенту РФ о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ. Предложение политической партии подлежало обязательному рассмотрению законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и, в случае поддержки этого предложения большинством голосов от числа избранных депутатов, направлялось в установленном порядке Президенту России.
22 декабря 2011 года Президент России Дмитрий Медведев, выступая с ежегодным посланием Федеральному собранию, предложил осуществить комплексную реформу российской политической системы, в частности, проводить выборы Глав регионов прямым голосованием.
16 января 2012 года Президент РФ Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, который дает россиянам право напрямую выбирать Глав своих регионов на срок до пяти лет, а политическим партиям - выдвигать кандидатов в Губернаторы.
25 апреля законопроект был принят Госдумой, 27 апреля - одобрен Советом Федерации.
2 мая Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон о прямых выборах Губернаторов.
Закон стал одним из главных документов, принятых в рамках политической реформы, которую инициировал Медведев в последние месяцы пребывания на посту Президента.
Принятый закон вступил в силу 1 июня 2012 года. В соответствии с документом кандидаты на должность Главы субъекта Федерации выдвигаются политическими партиями. При этом партия вправе выдвинуть как партийного, так и беспартийного россиянина. Кроме того, баллотироваться в Губернаторы смогут граждане России старше 30 лет в порядке самовыдвижения, если такая норма будет прописана в региональном законе. Самовыдвиженцам придется собирать подписи избирателей в свою поддержку - от 0,5% до 2%.
Президент РФ по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями и выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами (своего рода "президентский фильтр").
Выборы Губернаторов, при необходимости, будут проходить в два тура - для победы нужно будет набрать более 50% голосов избирателей, пришедших на участки.
Закон устанавливает, что Губернаторы не могут занимать высший пост региона более двух сроков подряд.
Но эпопея изменений системы формирования Губернаторского корпуса на этом не закончилась. В марте этого года приняты дополнения к предыдущему закону.
Теперь регионы могут выбирать между прямыми выборами Губернаторов и выборами через региональное законодательное собрание, а также обратиться за помощью к Президенту.
В случае отказа от прямых выборов Губернатора, каждая из партий регионального и федерального парламентов предоставляет Президенту по три кандидата на Губернаторское кресло.
Президент отбирает из списка троих и вносит их кандидатуры на голосование регионального парламента.
Таким образом, Главу субъекта будет выбирать парламент из президентского списка. Другими словами, в регионах, выбравших эту схему, выборы будут проходить по старой схеме, которая действовала до принятия закона о выборах Губернаторов летом 2012 года.
В Московской области выбран вариант всенародного голосования для выбора Губернатора Московской области. Желающих побороться за пост главы столичного региона нашлось немало, аж 16 человек. Но регистрация еще не закончена. Вряд ли все будут в бюллетене, областная избирательная комиссия вправе отказать некоторым кандидатам при нарушении процедуры выдвижения и оформления документов
Итак, за кого голосовать? Это дело каждого мыслящего и уважающего себя избирателя. Наша задача – вовсе не в том, чтобы давать рекомендации голосовать за представителя той или иной политической партии. Дело заведомо неблагодарное, более того, - рисковое. Одно уже известно точно: социологический опрос 500 селятинцев, проведенный в июле московской социологической группой, показывает, что на вопрос «За кого бы Вы проголосовали на выборах Губернатора Московской области?» 44% избирателей Селятино высказались за исполняющего обязанности Губернатора А.Ю. Воробьева; 47,2% еще не определились; остальные кандидаты, вместе взятые, пока набирают целых 8,4% голосов.
Начнем с порога явки. Устанавливаемый Законом минимальный порог явки на выборы, чтобы они считались состоявшимися, менялся многократно. Сначала это было 50 процентов, потом 25, последние несколько лет порог явки в России вообще снят. Легитимность выборов можно было бы ставить под сомнение, но… А как думает по этому поводу сам народ? Проведенный в конце 2012 года соцопрос показал, что на вопрос: «Как вы считаете, в России нужно или не нужно вновь ввести порог явки избирателей на выборы?», - лишь 39 процентов россиян высказались за возвращение порога явки, остальные либо против, либо затруднились ответить. И логика большинства простая: голосовать или не голосовать – это право граждан, а не обязанность. Кстати, явка в Селятино никогда не была особенно высокой: в 2007 году на выборах в Госдуму проголосовало 56% избирателей, в 2009 году на выборах Главы поселения это было 28%, на выборах 2011 года в Госдуму – 46%, Президента РФ – 59%. По прогнозам социологов и на этих выборов явка избирателей в Селятино будет около 50%.
Теперь о выборах Губернаторов.
В современной России должности Глав администраций краев, областей, автономных округов, мэров Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербурга), а в некоторых республиках - Президента были введены в 1990-1991 годах.
С 1992 года по 1996 годы единой системы формирования региональной власти в России не существовало. Одни Губернаторы назначались Президентом, другие избирались всенародно. В 1995 году был принят закон, согласно которому все Главы субъектов Российской Федерации должны были избираться населением в рамках прямого, равного и тайного голосования.
В 1999 году было введено положение, согласно которому одно и то же лицо не может избираться более двух раз подряд. В сентябре 2004 года, через 10 дней после развязки трагедии в Беслане, Президент России Владимир Путин, выступая на расширенном заседании Правительства с участием Губернаторов, сенаторов и депутатов, огласил программу политических реформ. Наиболее масштабной стала инициатива по отмене прямых выборов Губернаторов в связи с необходимостью укрепления вертикали власти для более эффективного противодействия террористической угрозе.
11 декабря 2004 года был принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно закону, прямые выборы Глав субъектов РФ были заменены на утверждение кандидатур Губернаторов местными законодательными собраниями по представлению Президента РФ. Документ предусматривал также, что Глава региона, всенародно избранный до вступления в силу закона о новом порядке выборов, может поставить вопрос о доверии ему перед Президентом РФ.
23 января 2005 года в Ненецком автономном округе состоялись последние прямые выборы Главы региона.
31 декабря 2005 года был принят ФЗ "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "О политических партиях". Закон был направлен на повышение роли политических партий в формировании органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Документ предусматривал, что политическая партия, список кандидатов которой по результатам выборов в законодательный орган власти субъекта РФ получил по итогам распределения наибольшее число депутатских мандатов, вправе инициировать предложения Президенту РФ о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ. Предложение политической партии подлежало обязательному рассмотрению законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и, в случае поддержки этого предложения большинством голосов от числа избранных депутатов, направлялось в установленном порядке Президенту России.
22 декабря 2011 года Президент России Дмитрий Медведев, выступая с ежегодным посланием Федеральному собранию, предложил осуществить комплексную реформу российской политической системы, в частности, проводить выборы Глав регионов прямым голосованием.
16 января 2012 года Президент РФ Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, который дает россиянам право напрямую выбирать Глав своих регионов на срок до пяти лет, а политическим партиям - выдвигать кандидатов в Губернаторы.
25 апреля законопроект был принят Госдумой, 27 апреля - одобрен Советом Федерации.
2 мая Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон о прямых выборах Губернаторов.
Закон стал одним из главных документов, принятых в рамках политической реформы, которую инициировал Медведев в последние месяцы пребывания на посту Президента.
Принятый закон вступил в силу 1 июня 2012 года. В соответствии с документом кандидаты на должность Главы субъекта Федерации выдвигаются политическими партиями. При этом партия вправе выдвинуть как партийного, так и беспартийного россиянина. Кроме того, баллотироваться в Губернаторы смогут граждане России старше 30 лет в порядке самовыдвижения, если такая норма будет прописана в региональном законе. Самовыдвиженцам придется собирать подписи избирателей в свою поддержку - от 0,5% до 2%.
Президент РФ по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями и выдвинутыми в порядке самовыдвижения кандидатами (своего рода "президентский фильтр").
Выборы Губернаторов, при необходимости, будут проходить в два тура - для победы нужно будет набрать более 50% голосов избирателей, пришедших на участки.
Закон устанавливает, что Губернаторы не могут занимать высший пост региона более двух сроков подряд.
Но эпопея изменений системы формирования Губернаторского корпуса на этом не закончилась. В марте этого года приняты дополнения к предыдущему закону.
Теперь регионы могут выбирать между прямыми выборами Губернаторов и выборами через региональное законодательное собрание, а также обратиться за помощью к Президенту.
В случае отказа от прямых выборов Губернатора, каждая из партий регионального и федерального парламентов предоставляет Президенту по три кандидата на Губернаторское кресло.
Президент отбирает из списка троих и вносит их кандидатуры на голосование регионального парламента.
Таким образом, Главу субъекта будет выбирать парламент из президентского списка. Другими словами, в регионах, выбравших эту схему, выборы будут проходить по старой схеме, которая действовала до принятия закона о выборах Губернаторов летом 2012 года.
В Московской области выбран вариант всенародного голосования для выбора Губернатора Московской области. Желающих побороться за пост главы столичного региона нашлось немало, аж 16 человек. Но регистрация еще не закончена. Вряд ли все будут в бюллетене, областная избирательная комиссия вправе отказать некоторым кандидатам при нарушении процедуры выдвижения и оформления документов
Итак, за кого голосовать? Это дело каждого мыслящего и уважающего себя избирателя. Наша задача – вовсе не в том, чтобы давать рекомендации голосовать за представителя той или иной политической партии. Дело заведомо неблагодарное, более того, - рисковое. Одно уже известно точно: социологический опрос 500 селятинцев, проведенный в июле московской социологической группой, показывает, что на вопрос «За кого бы Вы проголосовали на выборах Губернатора Московской области?» 44% избирателей Селятино высказались за исполняющего обязанности Губернатора А.Ю. Воробьева; 47,2% еще не определились; остальные кандидаты, вместе взятые, пока набирают целых 8,4% голосов.
ВСЕ НА ВЫБОРЫ, УВАЖАЕМЫЕ СОГРАЖДАНЕ - СЕЛЯТИНЦЫ!
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Сергей Викторов

