Сергей Ищенко: На Черное море зовут военно-транспортные вертолеты США — якобы для доставки на пляжи отдыхающих из Киева (04.02.2019)

Казалось бы — что такого? Одесская областная госадминистрация (ОГА) вполне логично озаботилась ростом числа туристов в своих вотчинах. А для этого решила создать надежный вертолетный «воздушный мост» между Одессой, популярными украинскими курортами в Карпатах, а также рядом областных центров этой страны. Лишь на первом этапе инициаторы посулили обустроить на Украине сразу девять крупных вертолетных портов: в Одессе, Затоке (Каролино-Бугазе), Трускавце, Буковеле, Киеве, Виннице, Черкассах, Львове и Днепре (бывшем Днепропетровске).
«Это ж будет просто красота!», — восклицают организаторы. Летом отпускникам-«громадянам» с детьми не придется тащиться к солнечным пляжам в душных и полуразваленных вагонах «Укрзалізниці». Скажем, полет из Киева к сказочным песчаным пляжам в Каролино-Бугазе займет всего два часа, из Винницы и Черкасс туда же — не более полутора часов.

Зампредседателя Одесской ОГА Светлана Шаталова в восторге: «Дополнительный вид пассажирских перевозок — современный авиационный транспорт, оборудованные вертолетные площадки с искусственным или грунтовым покрытием на побережье Черного моря — все это даст еще один толчок к развитию туризма в Одесской области. Это инвестиции в регион и новые рабочие места, поэтому мы поддержали перспективу реализации такого проекта». В общем, до этого все выглядит очень привлекательно и логично. А вот дальше в реализации бизнес-затеи начинаются просто экзотические и труднообъяснимые с точки обыкновенного здравого смысла странности.

Возить отдыхающих к ласковому Черному морю и обратно решено — вы не поверите! — американскими военно-транспортными вертолетами Sea Knight 107-II и Boeing 234 Chinook, со времен вьетнамской войны считающимися в армии США проверенными «рабочими лошадками». Для чего на днях в Одессе подписан меморандум о сотрудничестве между облгосадминистрацией и малоизвестной украинским ООО «Международная транспортная сервисная группа ТВС». Как объявлено, к инвестпроекту уже согласились подключиться американские корпорации Trans World Service и EXIM. Которые, надо думать, те самые «Чинуки» с «Морскими рыцарями» счастливым украинским курортникам и предоставят. Пусть даже и давно разработанные в США их гражданские модификации.

Впрочем, даже на Украине уже вовсю зазвучали сомнения скептиков. Да, пишут они, оба типа заокеанских «ґвинтокрилов» главным образом для перевозки людей и предназначены. В огромных тяжелых военно-транспортных «Чинуках», прозванных в США «летающими вагонами», — по 44 пассажирских места. Машина среднего класса «Морской рыцарь» поменьше — 26 кресел. В Одесской ОГА говорят: для работы на Украине заокеанские вертолеты дополнительно оборудуют буфетами, туалетными комнатами, отделениями для багажа и полочками для ручной клади. Только даже это вряд ли поможет им пройти сертификацию в Госавиаслужбе «незалежной». Потому что правила создания военно-транспортных и пассажирских машин во всем мире все же слишком различаются. Прежде всего — с точки зрения безопасности перевозок.

Но даже это — не главное. Если нужно американцам — в Киеве сегодня закрывают глаза и не на какие-то сугубо формальные условия сертификации. Куда важнее экономическая составляющая проекта.

Во-первых, стоимость тех же «Чинуков» и без переоборудования запредельно высока для нынешней Украины — от 25 до 29,9 миллиона долларов за штуку. Во-вторых, конструкторы любых машин, созданных для ведения войны, и в любых государствах меньше всего заботятся об экономии масла и топлива. Поэтому, скажем, «Чинук», спроектированный фирмой «Боинг» еще в 60-е годы и неоднократно с тех пор модернизированный, отличается просто слоновьей прожорливостью. По нормативным документам, за час полета он «съедает» 1353 литра авиационного керосина (или 358 галлонов).

Украинские знатоки топливного рынка уже посчитали: если принимать во внимание только этот параметр, то даже при условии полной загрузки салона, за два часа полета по маршруту Киев-Одесса каждому из 44 пассажиров придется выложить примерно по 5000 гривен (около 12 тыс. руб.). А авиабилет на обычный самолет, выполняющий рейс по тому же маршруту сегодня стоит от 1000 до 2000 гривен (примерно от 2,5 тыс. до 4,8 тыс. руб.) При средней зарплате, скажем, в той же Одесской области на июнь 2018 года 8556 гривен (20,3 тыс. руб.).

Бесспорно, на Украине социальное расслоение выглядит столь же вопиюще, как и в сегодняшней России. И там, без сомнения, достаточно людей, способных выложить за билет на курорт любые деньги. Но ведь тогда — не на оглушительно грохочущие же «Чинуки» и «Морские рыцари»! Для состоятельных господ существуют и другие средства передвижения. Куда более комфортабельные.

Если все так просто — зачем в «жемчужине у моря» принялись громоздить заведомо провальный, на первый взгляд, с экономической точки зрения проект? Ну, допустим, в ОГА и в упомянутом ООО «Международная транспортная сервисная группа ТВС» увлечены перспективами предстоящих криминальных «распилов» на строительство девяти вертолетных портов. Но тогда зачем это двум серьезным американским корпорациям, вступающим в долю с подозрительными украинскими прохиндеями?

Как ни думай — невольно приходишь к выводу, что где-то в словесном тумане скрывается еще кто-то. Чьи интересы на Украине меряются вовсе не одними лишь деньгами. К примеру — Пентагон. Ведь что может получить главное военное ведомство Америки в случае, если строительство анонсированного в Одессе воздушного моста через пару лет увенчается успехом?

Как минимум в девяти крупных городах «незалежной» скоро и совершенно легально, без лишнего политического шума, появится инфраструктура и персонал для обслуживания и мелкого ремонта основных военно-транспортных вертолетов армии США. Без участия которых американские военные со времен Вьетнама не проводят ни одной крупной операции.

И не беда, что для перевозок на Украине сегодня планируют задействовать специально созданные гражданские версии «Чинуков» и «Морских рыцарей». Внешне от своих сугубо военных собратьев они отличаются лишь отсутствием бортовых пулеметов и оборудованием топливных баков и грузовых кабин.

При этом следует иметь ввиду, что те самые гражданские версии штатовских «Чинуков» (Model 234LR (Long Range) в пассажирском, «комби» или грузовом вариантах, а также Model 234UT (используется для решения специальных задач, таких как разведка полезных ископаемых, перевозка негабаритных грузов или выполнение строительно-монтажных работ) нигде на регулярных авиалиниях в мире не применяют.

Да, демилитаризованные «Чинуки» после 1978 года применяла Великобритания. Но — только для доставки своих вахтовиков на буровые в Северном море, которые удалялись все дальше от побережья Шотландии.

Таким образом, Украина и тут рвется в первопроходцы. Есть ли еще обстоятельства, наводящие на подозрения в наличии в этой затее крупных военно-политических интересов Пентагона?

Давайте внимательней вглядимся в фирму, выступившую одним из соучредителей странноватого проекта с американскими корпорациями. Эта контора возникла совсем недавно — лишь в сентябре 2018 года. Такое ощущение — специально под строительство девяти вертолетных портов.

Руководит скороспелым ООО некто Каданов Александр Егорович. Он же выступает одним из соучредителей другой зарегистрированной в Киеве фирмы с очень схожим названием — «Международный вертолетный центр ТВС». Нам бы этот самый киевский «центр» был бы и вовсе ни к чему, если бы не примечательный партнер Каданова в нем и соучредитель № 2 — Ехануров Дмитрий Юрьевич.

ФИО этого «номера два» в точности совпадают теми, что значатся в паспорте сына известного политика «незалежной» — Юрия Еханурова. До августа 2006 года — премьер-министра Украины. Но в данном контексте для нас куда весомее другая ступень «папиной» карьеры. С 19 декабря 2007-го по 5 июня 2009 года Ехануров-старший служил министром обороны Украины в правительстве Юлии Тимошенко.

Вы способны поверить, чтобы на столь ответственный пост в нынешней Украине этот родившийся в Якутии бурят мог быть назначен без предварительного установления теснейших и самых доверительных рабочих контактов с американскими генералами? Тогда вполне логично допустить, что и сегодня семейство Ехануровых очень отзывчиво и чутко реагирует на любые просьбы прежних кураторов.

Оговоримся: это не факт, а лишь версия, основанная на подозрительно симптоматичных совпадениях в истории с якобы лишенным всякой логики продвижением военно-транспортных «Чинуков» и «Морских рыцарей» из-за океана на Украину. А вот что абсолютно вне всяких сомнений — так это очень выраженная заинтересованность американцев в заблаговременной и тайной подготовке военной инфраструктуры этой страны под свои нужды, о которых нам тоже остается только догадываться. То, что делается сегодня Пентагоном у юго-западных границ России, очень похоже на ничем не замаскированное оборудование театра будущих военных действий, которое ведется просто лихорадочными темпами.

Речь, прежде всего, о заканчивающемся в первом квартале нынешнего года в Очакове Одесской области возведении некого окутанного колючей проволокой «Центра оперативного управления флотом». На словах — в интересах ВМС Украины, которых в качестве реальной боевой силы на сегодня уже практически нет в природе. Однако с чего-то вдруг над секретным объектом в Очакове в рамках программы по оказанию военной помощи (Foreign Military Construction Sales) трудится 1-й мобильный батальон морской пехоты США (NMCB 1), называющийся «Морские пчелы».

Эти самые прилетевшие из-за океана «пчелы» оказались на диво галантными людьми. Одновременно с Центром оперативного управления для озадаченных горожан они бесплатно отремонтировали одну из местных школ. А также построили для нее футбольное поле и баскетбольную площадку. Как заявило командование строительного батальона морской пехоты США — «в знак благодарности за то, что город принимает у себя военные учения». Означает ли это, что осмелевшие янки решили, что поселились в Очакове навсегда?

Далее. С 2015 года военные инструкторы из США приступили к масштабному освоению Яворовского полигона под Львовом, самого крупного в Европе за пределами НАТО. Сначала приехали сами якобы для непрерывного обучения украинских коллег. Потом завезли некого оборудования на 22 миллиона долларов. Теперь, по сведениям киевского политолога Олега Хавича, стало известно, что заокеанский контингент с любезного, хотя и не отраженного в законах, согласия Киева обосновался во Львовской области на постоянной основе.

Параллельно за 20 миллионов долларов, выделенных Вашингтоном, в поселке Старый в Киевской области быстро построен «международный центр профессиональной подготовки» для украинской полиции, спецназа и миротворцев. По словам главы Национальной гвардии этой страны генерал-лейтенанта Юрия Аллерова, на полигоне уже выстроен полномасштабный макет города, в котором можно имитировать уличные бои «с фиксацией огневого поражения с двух сторон». Из-под Старого американцы никуда уходить, видимо, не собираются.

Таким образом, «Чинукам» и «Морским рыцарям» на Украине давно есть кого перебрасывать по воздуху. И это вовсе не курортники с одесских пляжей.

Из досье «СП»

Тяжелый военно-транспортный вертолет Boeing 234 Chinook, разработанный в начале 1960-х годов корпорацией Boeing, получил свое имя по названию одного из индейских племен Северной Америки. Машина, построенная по довольно редкой продольной схеме расположения несущих винтов, дебютировала во время Вьетнамской войны, после чего началось ее победное шествие по миру. На данный момент вертолет, выпущенный количеством более 1000 экземпляров, продолжает производиться и остается на вооружении армий полутора десятков стран мира.

Средний военно-транспортный вертолет Boeing Vertol CH-46 Sea Knight также имеет продольную схему расположения винтов. Фюзеляж водонепроницаемый, позволяющий при необходимости совершать посадку на воду. В наличии погрузочно-разгрузочная рампа в задней части фюзеляжа. Крюк, вмонтированный в пол кабины, позволяет осуществлять перевозку грузов массой до 4,5 тонны на внешней подвеске. Военные модификации могут расположить в грузовой кабине 26 пассажиров или 15 носилок с ранеными и 2 санитаров. С 1960-х по 2015 год состоял на вооружении Корпуса морской пехоты США. C марта 1966 года воевал во Вьетнаме. В боевых условиях все вертолёты этого типа несли дополнительную броню и вооружение — два пулемёта (как правило, крупнокалиберные М2).
04.02.2019

Сергей Ищенко
Источник: https://svpressa.ru/war21/article/223555/




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта