http://www.ng.ru: Непродуктивный саммит в Вильнюсе (06.12.2013)
Главное разочарование лидеров стран ЕС связано с отказом Украины стать одной из ассоциированных стран. Лидеры ЕС объясняют это следствием «давления» Москвы на Киев и «непоследовательности» президента Украины Виктора Януковича. Они попытались в «последнюю минуту» уговорить украинского президента, но безрезультатно. Объяснения, которые дал Янукович, Брюссель оставил без внимания.
Между тем Янукович практически раскрыл все карты. Он объяснил, что условия ассоциации и связанный с ней режим свободной торговли с ЕС разрушают торгово-экономические связи и производственную кооперацию с Россией и приведут к падению промышленного производства. Реформы, которые Украина должна провести по условиям ассоциации, требуют крупных затрат. И все это на фоне уже имеющихся у страны крупных долгов. Принятие Киевом навязываемых ему условий приведет государство к скорому дефолту. Украинский президент предложил урегулировать вопрос внешних связей сразу с двумя партнерами путем проведения трехсторонних переговоров в формате Украина–Россия–ЕС.
Собеседники с ходу отвергли эту инициативу. Видимо, не урегулирование вопроса, а наоборот, разрыв экономических связей Украины с Россией их больше устроит. В этой связи стоит напомнить об обстоятельствах возникновения «Восточного партнерства». Оно было создано в 2004 году как отражение высказывавшейся руководством Евросоюза идеи создания «пояса дружественных стран» на востоке. Конкретно проект разработали Польша и Швеция. Он решал одновременно две задачи. Во-первых, позволял притормозить на неопределенное время дальнейшее расширение ЕС. Во-вторых, давал возможность расширять влияние ЕС, используя заинтересованность вступления в него. Пока же обеспечивал путь к принятию правил и принципов ЕС заинтересованными во вступлении в него странами без оказания им значительной финансовой помощи. Таков режим ассоциированного членства. По сути, это попытка создать и даже юридически закрепить сферу влияния.
Недостаток приведенной схемы отметил в интервью агентству Reuters один из экспертов, создававших «Восточное партнерство». По его словам, предложенная партнерам формула ассоциации с ЕС содержит много обязательств и мало стимулов, блага ассоциации несоразмерно малы по сравнению с затратами и тяготами выполнения взятых на себя обязательств. Впрочем, в отдельных случаях может быть предложен и индивидуальный дополнительный стимул. Так, Штефан Фюле, еврокомиссар, отвечающий за расширение ЕС, накануне саммита в Брюсселе предложил предоставить Молдове безвизовый режим. На фоне настроений в ЕС в пользу ограничения потока мигрантов это не очень надежное обещание.
Получается, что пояс дружественных стран формируют под неясную по времени перспективу приема в ЕС – она может оказаться, как в случае с Турцией, неопределенно долгой. Но обязанности этих стран перед Брюсселем начнутся сразу же. Это не может не породить опасения у граждан этих стран, что они станут европейцами второго сорта.
Таковы итоги почти 10 лет существования проекта «Восточное партнерство». Стоит напомнить о другом проекте ЕС – «Средиземноморское партнерство». Он был утвержден в 1995 году и предусматривал развитие связей с 35 странами Средиземноморского региона. За 18 лет его существования достигнутые результаты невелики. И по той же причине: ЕС стремится закрепить за собой позиции в регионе, не прибегая к серьезным усилиям по развитию связей и затратам.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
http://www.ng.ru

