Михаил Мельников: О двухэтапном повышении тарифов ЖКХ в 2019 году (15.08.2018)

Министерство экономического развития согласилось с предложением ассоциации предприятий сферы ЖКХ о двухэтапном повышении тарифов в 2019 году. Но если с первым повышением все ясно – 1 января на 1,7%, то параметры второго сознательно держат в тумане.
Задержались с повышением

О том, что налоговая система в России изменится с 1 января 2019 года, было известно за 3,5 года до этого – премьер-министр Дмитрий Медведев объявил трехлетний мораторий на рост налогов летом 2015 года. Бизнес-сообщество ожидало, что хотя бы за год до «часа икс» будут приняты все соответствующие поправки в Налоговый кодекс, чтобы можно было спокойно подготовиться к изменениям. К сожалению, из-за выборов президента, инаугурации, смены правительства суть реформы стала известна лишь летом нынешнего года, и главным ее параметром стал рост налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%. В стоимости итогового продукта (товара или услуги) разница составляет 1,7% – ранее мы платили 118% установленной продавцом цены, теперь будем платить 120%.

Однако правила индексирования тарифов ЖКХ ничего не знают об изменении налоговой системы. Тарифы поднимаются 1 июля, причем на размер ориентира по инфляции. Таким образом, эти 1,7% от общей цены как бы пропадают для поставщиков энергии. По закону в тарифы на коммунальные услуги может быть заложена прибыль не более 12%, а на содержание и ремонт жилищного фонда – не более 5% (запомним эти цифры). Понятно, что 1,7 процентных пункта – весьма существенная сумма, более трети прибыли с «содержания и ремонта». И нести эти потери бизнес не хочет.

Кто будет платить?

Но раз повышается налог, кто-то должен понести издержки. В данном случае – либо население, либо частный бизнес. А какой бизнес работает в этой сфере? Либо разнообразные АО и ООО из структуры ЖКХ (бывшие муниципальные ДЭЗы), аффилированные с местными властями, либо дочерние структуры могучих сырьевых монополистов. В общем, проще взять с населения.

В Минэкономразвития, однако, понимают эту несправедливость и предлагают компромиссный вариант: хорошо, дорогие (очень дорогие!) поставщики ресурсов и услуг, мы повысим тарифы на 1,7%, но летом доведем повышение до уровня инфляции с учетом этих 1,7%. Поскольку целью на 2019 год, вероятно, будет поставлено 4%, то летом, по мысли Минэкономразвития, нам добавят всего 2,3%.

Есть, однако, два «но».

Во-первых, реальный рост тарифов каждый год почему-то – вопреки закону – оказывается выше и прогнозной, и реальной инфляции. Менее полутора месяцев назад произошло подорожание и во многих регионах оно оказалось существенно выше, чем обещанные 4%. Четырех процентов достигли в среднем по России, да и то без учета Крыма и Севастополя – там подорожание сильнее. Причем считали оригинально: Москва – 5,5%, Калмыкия, Бурятия и Удмуртия – по 3,5%, в среднем вроде как 4 получается, да только число жителей в этих регионах несопоставимо.

Во-вторых, ассоциация «ЖКХ и городская среда» в письме главе Минстроя Владимиру Якушеву просила не только ввести повышение 1 января, но и оставить на плановом уровне июльское. То есть расходы целиком перекладываются на плечи потребителей. Обоснование понятно: проще жильцам заплатить на 1,7% больше, чем предприятиям потерять одну седьмую прибыли от коммунальных услуг и треть – от ремонтных.

Самоповышение тарифов

Вот только эта норма прибыли – лукавая штука. Никакого публичного обоснования тарифов ЖКХ не существует. Этот параметр регулируется постановлением правительства РФ «Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства» № 89 от 17 февраля 2004 года и последующими уточнениями, но эти постановления, при всей их подробности, – что дышло. Существуют даже частные компании, которые специализируются на предоставлении организациям сферы ЖКХ услуг по формированию и обоснованию тарифов, а заодно и помощь в их утверждении в тарифных службах и органах местного самоуправления. Коррупциогенность подобных предложений несомненна, но они возникли только потому, что на них есть спрос.

Таким образом, 12% и 5% прибавляются к весьма туманным расчетам.

Вы помните, как в 1990-е нам долго говорили, что цены растут, пока не выйдут на 100-процентную оплату услуг, что у нас в сфере ЖКХ перекрестное субсидирование? Так вот, граница 100% давно пройдена, а конца-края все равно не видно. Цены на продукты, связь, транспорт, одежду растут и снижаются в зависимости от времени года, экономической ситуации, курса национальных валют и многих других факторов. Но там, где есть сырьевые монополии, снижения не бывает. Как бензин у нас дорожает, когда растут и снижаются цены на нефть, так и доля услуг ЖКХ в расходах домохозяйств неуклонно стремится к новым высотам.

Получается замкнутый круг. Рост тарифов естественных монополий, пусть даже на уровень инфляции, разгоняет эту самую инфляцию в России ввиду очень высокой доли монополий в экономике страны. И чем выше рост, тем выше инфляция и тем проще оправдать следующий рост…

* * *

Минэкономразвития оговаривается, что работа над исчислением точного размера индексации тарифов в 2019 году еще идет, что совокупный рост не превысит 4%. Превысит, уважаемые читатели, и довольно сильно. Когда министерство 14 августа 2018 года говорит про ориентир по инфляции 4,0%, а прогноз 3,1% – смешно. Снижение курса национальной валюты почти на 10% радикально изменит эти цифры, и если Центробанк уже признал невозможность выдержать свои ориентиры, то, поверьте, система ЖКХ своего не упустит.

Хотя бы потому что ассоциация «ЖКХ и городская среда» у нас есть, а ассоциации «Граждане России» не существует.
15.08.2018

Михаил Мельников
Источник: https://tsargrad.tv/articles/kak-i-pochemu-budut-povyshat-tarify-zhkh-v-2019-godu_152524




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта