О ситуации с высшим образованием. Что делать (05.02.2019)

Россия: Высшее образование

Если говорить в целом, то система образования трансформировалась в серьёзный бизнес, с большими деньгами. И основная задача этого бизнеса (как в общем то и любого другого), совсем даже не образование, а зарабатывание денег.
Нет, хорошее образование всё ещё можно получить, если самостоятельно прилагать для этого значительные усилия. В каждой группе студентов, есть 1-2 человека, которым действительно нравится учиться, и они становятся отличными специалистами. Частенько правда, уезжая в другие станы, почти сразу после окончания учебы.
И оставшихся, абсолютно недостаточно, чтобы насытить экономику кадрами нужной квалификации. Выбор сотрудника, или подрядчика, в сегодняшних реалиях, это совершенно не тривиальный квест. Люди бы и рады работать, но тупо не могут. Потому, что толком ничего не знают. Не научили. Деньги взяли, диплом дали, и живи дальше, как хочешь.

У ВУЗов нет никакой мотивации готовить хорошие кадры. Набеги контролирующих органов можно пережить, а то и занести кому надо. Ценность диплома снижается, и единственное, что он гарантирует, это наличие денег у родителей, которые заплатили за обучение своего ребёнка. И хотя ВУЗ, всё ещё дает возможность получить образование всем желающим, по желаемым специальностям, за вполне осмысленные деньги, он не гарантирует ни уровня выпускаемых специалистов, ни их востребованность на рынке.

Нет мотивации готовить хороших специалистов, не будет и нормального штата преподавателей. Зачем платить компетентным людям большие деньги, если результат, на доходах, всё равно не отразится? Только вот работать за зарплату по ставке, интересно или людям преданным своему делу (а таких, совсем не много), или откровенным балбесам, которые просто не могут нормально устроится в другом месте. Надбавки за научную деятельность (которая по факту, сводиться к перепечатыванию статей с разными заголовками), и так далее, это только для своих и правильных, как и масса непрофильных направлений, на которых сидят родственники и приближенные к руководству.

Это не вопрос недофинансирования, доходы ректоров измеряются миллионами. Увеличением потока бабла, тут ничего не решить, оно точно так же растечется по нужным людям без какого либо эффекта. При этом, нет ничего удивительного, что система выродилась в такое достаточно устойчивое, и бессмысленное состояние. Это исключительно вопрос целеполагания, и чтобы что то изменить, надо менять в первую очередь его.

Для устойчивого развития, государству нужны квалифицированные специалисты в нужных пропорциях. Количество необходимых специалистов, определяют конечные потребители этих специалистов. Частные и государственные предприятия. Гос. заказ это здорово, но как единственная мера, не имеет никакого смысла. Только как регулирующая надстройка, с точки зрения стратегии развития государства.

Заказ на специалистов, должен приходить от конкретных предприятий. Не важно, государственных или частных, но эти предприятия должны гарантировать трудоустройство, хотя бы базовое. А ВУЗ должен гарантировать качество кадров. И обязательно, абсолютно обязательно, ВУЗ должен быть ограничен в возможности принимать левых студентов за дополнительное бабло, поверх фактических, вполне конкретных заказов. Иначе мы возвращаемся к тому, с чего начали. 

На самом деле, такие схемы уже работают в некоторых отраслях, например горно-нефтяные факультеты, как правило, завязаны на конкретные предприятия, и очень плотно с ними взаимодействуют. Внезапно, там совсем другие зарплаты рядового преподавательского состава, конкурсы, и условия обучения. Потому, что есть вариант, когда какой нибудь дятел с формальным дипломом, запорет буровую (условно) стоимостью много денег, и владелец буровой, придет к ректору ВУЗа, чтобы настучать ему по голове.

Но вообще, такая постановка вопроса, это не очень правильно. Должна появится нормальная правовая практика, когда работодатель, в спорной ситуации, может направить новоиспеченного специалиста на аттестацию, и в случае обломинго, отвечать будет ВУЗ.

Перевести систему целиком на эти рельсы, задача крайне не тривиальная и чрезвычайно сложная. Это отразиться не только на системе образования, но и на структуре экономики в целом. Однако, другого выхода, для выхода из кризиса, и обеспечения устойчивого развития, мне не видится. Системе образования, такой замечательной работой в существующем режиме, уже нанесен грандиозные ущерб, и ситуация может стать абсолютно необратимой, когда будут утрачены компетенции по многим направлением. На одном нефтегазе и атоме, мы никуда не уедем.

При этом, в целом, правильная система образования, должна прививать людям умение работать с информацией, получать знания самостоятельно, и понимание, что халявы не будет. Чтобы чего то добиться, нужно долго и упорно работать. А не получить точно такой же диплом, как и остальные, не делая при этом ничего (только давая взятки и обманывая, где надо), и устроится на хорошее место по блату. Страна, это не президент, не армия, и не полиция, это люди. Образованные, и не очень.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
05.02.2019


Источник: https://aftershock.news/?q=node/727010




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта