Владислав Шурыгин: Огонь под водой (Россия: флот) (10.07.2019)

1 июля в процессе проведения батиметрических измерений на атомной глубоководной станции проекта 10831 АС-31 произошёл пожар. Согласно сообщению военного ведомства, инцидент случился в российских территориальных водах на глубине 300 метров.
Нам удалось выяснить, что основной причиной пожара стало внезапное превышение концентрации кислорода и водорода в аккумуляторном отсеке и короткое замыкание в одном из электропультов отсека. Как следствие, возник объёмный пожар, в ликвидации которого приняли участие моряки экипажа. Успев вывести из горящего отсека гражданского исследователя, расчёт, чтобы не дать огню и дыму распространиться по кораблю, задраил отсек и приступил к борьбе с пожаром. В ходе борьбы за живучесть моряки совершили настоящий подвиг. В условиях высокотемпературного горения в предельно малых объёмах отсека, они смогли справиться с пожаром, вернуть лодке управляемость и обеспечить её всплытие. К сожалению, им самим спастись не удалось. Из-за высокой концентрации продуктов горения и ожогов погибли 14 офицеров:

Герой России, капитан 1-го ранга Денис Долонский; награждён: орден "Мужества", орден "За военные заслуги", орден "За морские заслуги", медаль "За заслуги перед Отечеством II степени".

Герой России, капитан 1-го ранга Николай Филин; награждён: кавалер трёх орденов "Мужества", орден "За военные заслуги".

Капитан 1-го ранга Владимир Абанкин; награждён: Орден "Мужества", медаль "За заслуги перед отечеством I степени", медаль "За заслуги перед Отечеством II степени", медаль "Ушакова".

Капитан 1-го ранга Андрей Воскресенский; награждён: кавалер трёх орденов "Мужества", орден "За военные заслуги", медаль "За заслуги перед Отечеством II степени".

Капитан 1-го ранга Константин Иванов; награждён: орден "Мужества", орден "За военные заслуги", медаль "За заслуги перед Отечеством I степени", медаль "За заслуги перед Отечеством II степени", медаль "Ушакова".

Капитан 1-го ранга Денис Опарин; награждён: орден "Мужества", медаль "За заслуги перед Отечеством II степени", медаль "Ушакова".

Капитан 1-го ранга Константин Сомов; награждён: кавалер трех орденов "Мужества", медаль "За заслуги перед Отечеством I степени", медаль "За заслуги перед Отечеством II степени".

Капитан 2-го ранга Александр Авдонин; награждён: орден "Мужества", орден "За военные заслуги", медаль "Ушакова".

Капитан 2-го ранга Сергей Данильченко; награждён: орден "Мужества", медаль "За заслуги перед Отечеством II степени".

Капитан 2-го ранга Дмитрий Соловьёв; награждён: медаль "За заслуги перед Отечеством II степени", медаль "За отвагу", медаль "Ушакова".

Подполковник медицинской службы Александр Васильев; награждён: медаль "За заслуги перед Отечеством II степени", медаль "Суворова".

Капитан 3-го ранга Виктор Кузьмин; награждён: медаль "Ушакова".

Капитан 3-го ранга Владимир Сухиничев; награждён: медаль "За отвагу".

Капитан-лейтенант Михаил Дубков; награждён ведомственными медалями Министерства обороны Российской Федерации.

Что известно о "Лошарике"?

Для начала нужно уточнить, что самое часто встречающееся название корабля: "Лошарик", — не является официальным, а лишь флотской "кличкой" данной моряками этому кораблю в силу особенностей его конструкции. Но именно оно получило наиболее активное распространение в СМИ. Встречающееся часто название данного проекта "210", так же является неверным, так как это всего лишь сокращение заводского номера подводной лодки — 01210.

Точное название корабля: "атомная глубоководная станция проекта 10831 АС-31" В зарубежных источниках она упоминается под натовским наименованием лодок — NORSUB-5.

История его создания уходит в советскую эпоху. "Лошарик" изначально создавался как глубоководная атомная станция, с учётом опыта работы станций предыдущего поколения, большая часть которых представляла собой видоизменённые проекты существующих атомных подводных лодок. Разработка этого проекта началась в 1988 году морским бюро машиностроения "Малахит" (Санкт-Петербург). К 1990 году были созданы и утверждены рабочий и технический проекты подводной лодки. Главной его особенностью была уникальная конструкция лодки: под лёгким внешним корпусом находится прочный — цепь сферических шаров, выполненных из титанового сплава, — что позволяло лодке погружаться и работать на глубине до шести тысяч метров. Разработка велась одновременно с макетированием размещения в сферических отсеках лодки различного оборудования.

В 1991 году на уже почти полностью готовых секциях прочного корпуса лодки по требованию заказчика была проведена корректировка проекта 10830, после чего новый вариант получил шифр 10831. Откорректированный технический проект лодки был представлен и защищён в 1992 году. Головная и пока единственная лодка данного проекта, АС-12 была заложена в цехе №42 ПО "Севмаш", расположенном в городе Северодвинск. Произошло это 16 июля 1990 года. И вскоре после этого строительство было заморожено, поскольку Советский Союз распался, а финансирование Министерства обороны было катастрофически урезано. Всё это поставило Севмаш на грань закрытия. К достройке лодки Минобороны и Севмаш вернулись только в конце 90-х. На лодке в одной из кормовых сфер был установлен и запущен уникальный атомный реактор Э-17 с паропроизводящей установкой, мощность которого на валу составляет 10-15 тысяч л. с. В морских справочниках сообщается, что подлодка оснащена одним гребным винтом в специальном кольцевом обтекателе.
5 августа 2003 года лодка была, наконец, спущена на воду, и появились её первые фотографии.

Длина субмарины — 69 метров, ширина — 7 метров, скорость подводного хода — 30 узлов. Водоизмещение — 2000 тон. Автономность плавания, по разным данным, — несколько суток или месяцев. Лодка максимально автоматизирована. Работы на АС-31 "Лошарик" обеспечивает штатный экипаж из 14 офицеров. Кроме них, на борту может находиться исследовательская группа численностью до восьми человек.

Какого-либо вооружения на станции нет, но при этом она оснащена манипулятором, телегрефейром (ковш с телекамерой), драгой и ещё целым набором специального оборудования.

После серии заводских испытаний атомная глубоководная станция проекта 10831 АС-31 была передана эксплуатанту — Главному управлению глубоководных исследований (ГУГИ), одной из самых засекреченных в структуре Минобороны России военных частей, и вошла в состав 29-й отдельной бригады подводных лодок (Оленья губа).

Официально задачи, возлагаемые на данное управление, не раскрываются, однако предполагается, что в их круг может входить не только картографирование морского дна, спасение терпящих бедствие подводных лодок и сбор обломков затонувших летательных аппаратов, но и, например, прослушка международных подводных кабелей связи, что особенно настораживает НАТО.

Почти сразу стало понятно, что, в силу малых размеров лодки и спартанских условий обитаемости, для экспедиций в удалённые районы океана "Лошарику" необходим носитель. От надводного носителя, по понятным причинам, было решено отказаться в пользу подводного. Долгое время носителем АС-31 "Лошарик" выступала АПЛ специального назначения БС-136 "Оренбург" проекта 09786 (667БДР "Кальмар"). Именно на ней в 2012 году в ходе экспедиции "Севморгео" АС-31 удалось взять донные керны с глубины более двух километров, которые впоследствии легли в основу доказательства принадлежности хребтов Ломоносова и Менделеева к российской части континентального шельфа. Также учёные выполнили сейсмические и батиметрические исследования. Эта работа "Лошарика" принесла России право на морские территории размером более 1,2 миллиона квадратных километров, где, по данным геологов, находятся огромные — около 12% мировых — запасы углеводородов.

В ходе этой трудной экспедиции оказались повреждены манипуляторы, система внешнего освещения и лёгкий корпус АС-31 "Лошарик". Поэтому сразу после экспедиции лодка была отправлена на ремонт, который завершился в 2017 году. Лодка вернулась в строй и начала глубоководные испытания совместно с новым носителем, БС-64 "Подмосковье" проекта 09787 — переработанным проектом ракетных подводных крейсеров стратегического назначения 667БДРМ "Дельфин". Но для выхода в море 30 июня, в силу близости работы от базы, носитель не использовался.

Чем занимался "Лошарик"

Почти сразу возникло множество версий на тему того, чем же занимался 1 июля 2019 года "Лошарик" в Баренцевом море. Согласно официальному сообщению Минобороны, атомная глубоководная станция проекта 10831 АС-31 "Лошарик" проводила батиметрические измерения. Но это туманное объяснение только подогрело интерес к миссии лодки. Одной из первых журналистами была выдвинута версия, что АС-31 участвовал в испытаниях новейшего подводного стратегического беспилотника "Посейдон". Однако непонятно, зачем это делать в непосредственной близости от Кольского полуострова, всего в нескольких десятках километров от границы с Норвегией, которая всегда внимательно наблюдает за всеми действиями нашего флота.

Не выдерживает критики и "китайская" версия, озвученная в одной из радиопередач, суть которой состоит в том, что АС-31 обеспечивал действия китайцев, ведущих освоение Русановского газового месторождения в Карском море, где обнаружено более 390 миллиардов кубометров газа. В частности, корректировал постановку на дно плавучей буровой установки Nan Hai 8, расположенной на специализированном судне-доке Red Zed I. Судно-док имеет самую современную систему навигации и все возможности для самостоятельной работы на шельфе. Участие в этом секретной атомной глубоководной станции просто избыточно!

Существует также и разведывательная версия случившегося. Согласно этой версии, лодка вела разведку на американской гидроакустической противолодочной сети SOSUS, соединяющей Гренландию и Британские острова, или на военных кабелях связи. Именно такой сценарий использования АС-31 "Лошарик" на Западе считают наиболее вероятным, заявляя, что авария на атомной глубоководной станции произошла во время разведывательного похода.

И, наконец, пятый из сценариев использования АС-31 "Лошарик" предполагает его участие в размещении на дне элементов российской позиционной системы подводного наблюдения "Гармония", аналог SOSUS, которую образуют специальные подводные роботизированные комплексы, выходящие из подводной лодки и разворачивающие на морском дне автономные донные станции.

Но истинную цель похода АС-31 знает только командование ГУГИ и погибшие гидронавты — так называются моряки экипажей глубоководных станций. Этих уникальных специалистов не намного больше, чем космонавтов.

По возвращению лодки на базу, отсек, в котором произошло возгорание, был вскрыт и тела погибших извлечены. 6 июля погибших моряков похоронили на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге. На этом же кладбище 19 лет назад похоронили и моряков атомной подлодки "Курск".

АС-31 отбуксирован в один из доков Северный флота и будет восстановлен. Решение об этом уже принято.

Источник
10.07.2019

Шурыгин Владислав






Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта