Татьяна ОКУЛОВА. Фото автора.: Особенный и уникальный завод или Что умеют на опытном заводе Гидромонтаж (18.01.2013)

Когда я узнала, что селятинский «Опытный завод «Гидромонтаж» (ОЗГ) сделал олимпийские кольца, установленные в Сочи на транспортной развязке «Адлерское кольцо», то испытала неподдельное чувство гордости: вот это да - Селятино в Сочи?!
После просмотра в интернете видеоролика я сочла эту работу уникальной и ответственной. Услышав эти слова, генеральный директор ОЗГ Константин Андреевич Шарышев и технический директор Александр Сергеевич Кротов дружно рассмеялись и замахали руками: «Ответственно - да, а так - обычный заказ». Сначала это показалось странным, но в ходе разговора до меня дошло, что у этого предприятия все заказы - особенные и уникальные, рутинной работы здесь никогда не было и не будет.
Просьба назвать отдел или бригаду, отличившуюся в этом деле, тоже вызвала недоумение дирекции. Над кольцами, которые в действительности являются дугами, трудился весь завод, как и по другому олимпийскому заказу - металлоконструкциям для системы энергообеспечения (линии электропередач).

Всё - как всегда. Конструкторское бюро (главный конструктор - Владимир Константинович Миценко) разрабатывает проект. Специалисты делают расчёт несущих способностей, учитывая большое число факторов. Ведущий проектировщик Игорь Сергеевич Фоменко показывает на мониторах (впервые увидела рабочий стол компьютера, которому мало места на двух больших экранах) макет и рабочие чертежи, фотографии, сделанные в цехе завода и на месте во время монтажа. Оказывается, на заводе проводилось по две контрольных сборки каждой конструкции. Чтобы иметь полную гарантию, что никаких нестыковок не произойдёт. Ведь сборку колец по монтажной схеме ОЗГ выполняла фирма-заказчик - ООО «ГрандПроектСити». Селятинцы дали точность в долях миллиметра, при том, что каркас каждой дуги состоит из восьми секций и весит почти десять тонн! Она имеет высоту 13 метров, а её диаметр превышает 15 с половиной метров. После установки каркас облицевали разноцветными стальными листами, и теперь кольца выглядят так: внутри они окрашены в традиционные олимпийские цвета - синий, жёлтый, красный, чёрный и зелёный, а снаружи на русском и английском языках читаются названия пяти континентов Земли.
Проектные работы занимают львиную долю времени изготовления заказа, они продолжаются чуть ли не до отгрузки. Проектировщики сопровождают всю работу, внося необходимую корректировку на разных этапах работы.

Важное место в общем процессе занимают технологи. Как ни скромничал А.С.Кротов, директору всё же удалось отметить, что «вся технология была на нём». Внешне кольца кажутся одинаковыми. На самом деле, одно из них, установленное со стороны аэропорта, на метр с небольшим меньше других. Это обстоятельство создало завод- чанам определённые сложности. Во-первых, для этого кольца пришлось разрабатывать и свой проект, и свою технологию, а во-вторых, это выяснилось, когда большая часть работы была уже выполнена.Кольца давно отгружены и установлены, но работа для олимпиады на ОЗГ продолжается. Куда интереснее и намного сложнее в конструктивном смысле оказался заказ на опоры для освещения трасс сочинского горно-лыжного центра «Роза Хутор», где будут проводиться соревнования по скоростному спуску на лыжах, слалом- гигант и супергигант. Поскольку они устанавливаются на разных высотах и к ним подвешивается разное число светильников, то чуть ли не для каждой нужен свой расчёт и свой проект. С учётом характеристик грунта, высотности, сейсмической составляющей и множества других параметров. Игорь Сергеевич считает число модификаций, а я наконец-то понимаю, почему гендиректор «ГрандПроектСити» К.В.Сапричян обратился именно на этот завод. По опыту прежней совместной работы он знает, что другие не умеют делать то, что умеют на селятинском ОЗГ.
Как происходит воплощение чертежей в металле, я увидела в цехе, где создаются (или, может, созидаются, это слово тоже подходит) опоры светильников для горнолыжных трасс. Похожие на трубы многогранные конструкции свариваются (продольно!) специальным сварочным автоматом. Управляет одним из них Виктор Николаевич Пахомов - мастер своего дела, лучший сварщик завода. Меня познакомили и с другим виртуозом сварки - Николаем Николаевичем Сеханом. Он выполняет не менее ответственную операцию: приваривает к «трубе» разного рода аксессуары. И аппарат у него не автоматический, а полуавтомат. Рабочие шутят, что если в Сочи, не дай бог, будет сильное землетрясение, то всё разрушится и «ляжет», а эти опоры, как и кольца, и опоры ЛЭП, будут стоять, как ни в чём не бывало. Заводское начальство, заметим, эту уверенность тоже разделяет.
Отовсюду сыпались искры сварки, грохотали какие-то установки. Возникло странное ощущение: как в кино! Редко в последние годы мы пишем о производстве. Взобравшись на трубу, чтобы сделать снимок, я окинула взглядом огромное пространство цеха, где повсюду кто-то что-то делал. Люди творили, видя конкретный результат своего труда. Увы, не многие сегодня могут позволить себе такую роскошь, такую ежедневную радость. Кто её испытал, тот меня понимает. С удовольствием от имени дирекции приглашаю на завод молодых (и не очень) людей любых профессий, связанных с обработкой металла. Людей , желающих принять участие в жизни страны и оставить в ней реальный след.

/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Статья опубликована в номере от 18.01.2013

Татьяна ОКУЛОВА. Фото автора.





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта