Сергей Аксёнов: Падение реальных доходов населения достигло дореволюционного уровня (Экономический кризис) (08.06.2019)

Экономические неурядицы вынуждают ритейлеров проявлять чудеса изобретательности. В скором времени россияне смогут приобретать хлеб, молоко, макароны и другие продукты в кредит. Расплатиться за них можно будет потом, но с процентами. Об этом новшестве в нашей экономической жизни было объявлено на проходящем в эти дни Петербуржском экономическом форуме.
Ведущая розничная компания России X5 Retail Group и БКС Банк заключили соглашение о запуске цифровой карты рассрочки для покупателей сети супермаркетов «Перекресток». Оформить карту можно будет почти мгновенно. Для этого понадобится только паспорт. При этом покупателям планируется предоставлять по кредиту некий «льготный период».

По словам главного финансового директора Х5 Retail Group Светланы Демяшкевич, карта рассрочки — «рациональная альтернатива кредитным картам для покупателей с высокой кредитной нагрузкой». Продавцы еды ждут от этого дополнительных прибылей. В свою очередь председатель правления БКС Банка Дмитрий Пешнев-Подольский напирает на удобство использования карт.

Похоже однако, что за красивыми словами о цифровой экономике и «бесшовном» встраивании банковских продуктов БКС Банка в «экосистему» торговой сети «Перекресток» стоит попытка участников рынка заработать в условиях катастрофического падения реальных доходов населения, которое продолжается пятый год подряд. С 2014 года они упали на 10%.

На нехватку средств у населения ритейлеры жаловалисьеще в начале 2019 года, но тогда проблема касалась в основном мелких игроков. Крупные сети X5 Retail Group, «Магнит», «Дикси» и «Лента» в минувшие годы «съедали» своих менее удачливых конкурентов и даже росли. Но теперь проблема коснулась и грандов розничного бизнеса.

Та же сеть «Перекресток», которая до недавнего времени ориентировалась на покупателей со средними и выше средних доходами, некоторое время назад была вынуждена сменить стратегию и начать привечать людей с более скромными возможностями. Наряду с продажей продуктов в кредит сеть теперь будет принимать у населения пластиковые бутылки. Об этом тоже объявили на ПМЭФ-2019.

Таким образом пока российские чиновники и бизнесмены ведут в Петербурге пафосные беседы о крупных, даже глобальных, экономических проектах, страна понемногу адаптируется к новым реалиям тотального безденежья и бедности большинства населения. Сдать бутылки, чтобы заплатить за квартиру и взять еды в долг — такой теперь будет «стратегия» многих россиян.

Ни в X5 Retail Group, ни в БКС Банк оперативно прокомментировать информацию о совместном проекте не смогли. А вот представители профессиональных ассоциаций восприняли новость с воодушевлением. «Я оцениваю это положительно. Слава богу!», — обрадовался заместитель исполнительного директора Ассоциация компаний розничной торговли Владимир Ионкин.

О причинах столь позитивной оценки нововведения нам рассказал исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков.

— Инициатива вполне ожидаемая. Сейчас конкуренция очень высокая. На проходных местах ритейлеры стоят «окно в окно». Естественно, они друг у друга отвлекают трафик. Покупатель, конечно, от этого выигрывает, но производители и ритейлеры не получают при этом дополнительные прибыли и ищут новые пути увеличения своей маржинальности.

Продукты в кредит — это мера как раз из этого ряда. С учетом того, что аналитики не раз уже констатировали рост кредитной задолженности населения, в том числе, что многие россияне начинают брать кредиты для приобретения продуктов питания. Это не самая позитивная тенденция, но она есть. Почему бы тогда магазину не выдавать кредиты? В этом случае увеличение маржинальности будет на процент той ставки, под которую кредит будет выдаваться.

«СП»: -Там предполагается для заемщиков некий льготный период…

— Конкуренция подталкивает к самому большому разнообразию предложений в этом плане. На практике, мы, конечно, посмотрим, но думаю, что в первое время никакого льготного периода не будет. С учетом того, что «пионеры» обычно снимают сливки — старается по максимуму заработать. Сначала будет повышенная маржинальность.

Но при росте конкуренции ситуация будет меняться. Можно спрогнозировать, что другие сети очень быстро будут перенимать опыт и представлять аналогичные продукты, соревнуясь и процентным ставкам, и по числу дней бесплатного кредитования.

«СП»: — Как все перемешалось. Уже не поймешь, где банк, а где магазин…

— Мы сейчас все чаще наблюдаем перемешивание форматов. Банки стремительно идут в активы ритейла, а розничная торговля привлекает услуги банковского сектора. Вскоре мы увидим таких универсальных операторов рынка, которые предоставляют различные услуги, независимо от того, чем они ранее занимались. Слияния и поглощения идут уже на межотраслевом уровне.

— «Перекресток» сейчас ведет агрессивную политику по захвату рынка, — говорит экономист, профессор Академии труда и социальных отношений Андрей Гудков. — Например, у меня в районе на месте большей части «Пятерочек» появились «Перекрестки». Но если в первых стояли очереди, а во вторых очередей нет. Так что кредиты на продукты — это не экзотика, а еще один способ обеспечения экспансии.

«СП»: — А с точки зрения людей, покупателей?

— Я за всю свою не такую уж короткую жизнь не помню, чтобы продукты питания продавались в кредит. Но поехав в командировку в Киров, обнаружил, что там обувь продается в кредит. Причем, не такая уж дорогая по московским меркам — около трех тысяч рублей. То есть кировчане со своими доходами предъявляли на такого рода обувь спрос на кредит.

Дело в том, что в стране у нас много бедных, доходы людей падают. Вполне возможно, что у людей теперь просто не хватает денег на продукты питания. На те самые «макарошки», про которые говорила какая-то провинциальная чиновница. Банки кредитом в 1 тысячу рублей на продукты заниматься не будут. Поэтому человеку придется идти в микрофинансовую организацию, где ему дадут кредит под сотни процентов годовых.

Так что если «Перекресток» даст людям кредит, чтобы они не умерли с голоду, хотя бы под двадцать процентов годовых (средний банковский процент — это две учетные ставки ЦБ — 15%), сеть будет выглядеть еще и благотворителем.

По мнению главного редактора ФОРМУМ. мск Анатолия Баранова, Россия возвращается в дореволюционное прошлое.

— Сам по себе маркетинговый ход не выглядит чем-то удивительным — магазин предлагает рассрочку. Но вопрос касается продуктов питания, то есть получается, что маркетологи торговой сети провели исследование, и выяснили — существенная часть покупателей не может позволить себе покупать продукты питания здесь и сейчас. Грубо говоря, хочу есть, а денег нет. И торговая сеть готова подождать «до зарплаты».

Мне это напоминает печально известные лавки при фабриках в дореволюционный период, где продукты рабочим отпускались в долг до зарплаты. И вот 100 лет спустя такая услуга снова становится актуальной? Сразу вопрос — мы в какую сторону развиваемся?

Источник
08.06.2019

Сергей Аксёнов





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта