Павел Кухмиров (Раста): Почему в России позволяют "стебаться" над мёртвыми"? (Культурная сфера деятельности) (26.10.2019)

Недавно на сужающемся патриотическом пятачке русского интернета настоящую бурю эмоций вызвала очередная выходка очередных комиков с ТНТ. В этот раз они позволили себе пошутить по поводу погибшего Моторолы, а заодно и всех жителей ДНР.
Что тут скажешь? Лично у меня очень сложное отношение к Мотороле, но вряд ли он заслужил, чтоб над его памятью стебались клоуны. Равно как и всё население Донбасса, живущее под ежедневными обстрелами, не заслужило.

Знаю, что это банальность, но, тем не менее, проговорить её считаю должным. При этом по поводу произошедшего я не испытываю эмоций. Я совершенно холодно и безэмоционально понимаю одно: им за это ничего не будет. И эта уверенность абсолютна.

Просто потому, что правил игры, заданных в нашем нынешнем общественном пространстве, они не нарушили.

Нет, разумеется, есть ряд скрепных тем, над которыми стебаться нельзя. Например, нежелателен стёб по поводу выходцев из некоторых особенно сакральных регионов. А также по поводу религии, которую они исповедуют. По поводу же всего остального…

Не так давно, к примеру, на том же канале ТНТ постебались над погибшими в Великой Отечественной Войне. То есть над темой, по сравнению с которой даже Донбасс откровенно бледнеет. И не сказать, чтобы на это воспоследовала суровая и беспощадная реакция. Возмущение было, конечно. Вот только казалось оно настолько жалким по форме и содержанию, что те, кто допустил подобные шутки, даже принося извинения, продолжали стебаться, говоря, что, дескать, «были уверены, что генерал Карбышев не существовал на самом деле».

После этого вы ожидали какого-то уважения к Донбассу? Да ладно. После такого для стёба вообще нет границ.

Я специально подчёркиваю слово «стёб». Потому что он сам по себе является проблемой. И тяга к нему в нашем обществе — это очень страшный симптом.

Слово «стёб» - жаргонизм. Оно обозначает явление, которого ранее никогда не существовало в мировой культуре. И подметили это уже давно. Стёб в корне отличается от обеих ипостасей традиционной смеховой культуры — сатиры и юмора. В основе юмора лежит желание просто посмеяться над тем, что смешно. Юмор аполитичен и не несёт в себе никакой скрытой морали. Юмор нейтрален, каким бы суровым он ни был по форме. Сатира, в отличии от него, использует смеховую культуру для бичевания пороков. Сатира — инструмент по исправлению общественных недостатков. В основе своей она несёт позитивное начало.

Так вот, разница в том, что если содержание сатиры — это глумление над пороками, то содержание стёба — это глумление над добродетелями. Стёб — это инструмент деконструкции любого позитивного явления или даже сакрализованного понятия путём его высмеивания. Именно стёбом сейчас, в частности, бьют по Великой Отечественной Войне. Это так, к примеру. Именно таким разрушительным явлением сейчас поражено наше общественное сознание.Но стёб отнюдь не безграничен — он существует ровно на том пространстве, на котором ему позволяют существовать.

Нынешний же случай, даже несмотря на всё вышесказанное, запределен даже для очень больного общества, так как в его рамках происходит стёб над мёртвыми.

Почему же он стал возможен?

Как минимум, потому, что этот конкретный стёб — тоже часть довольно широкого явления. И прежде чем его описывать, приведу другой, тоже недавний, пусть и не настолько информационно раскрученный пример.

Не так давно особенно одиозная часть бандеровского политикума в Киеве манифестировала желание присоединить к своему государственному образованию ряд земель России (Дон, Кубань и так далее). На самом деле, подобные желания они изъявляли ещё до войны. И не просто изъявляли, а вели в этом направлении активнейшую работу. О том, насколько глубоко тогда СБУ вогнало жало в нашу страну, можно только догадываться. Особенно на фоне того, что борьбы с этим не наблюдалось от слова «вообще», вероятно, те, кто был за неё ответственен, занимались в тот момент какими-то другими важными и нужными вещами.

Однако речь сейчас не о прошлом, пусть и недавнем. После того, как эту инициативу озвучил скандально известный бандеровский депутат г-н Гончаренко, её открыто и публично поддержал весьма известный московских деятелей культуры — режиссёр Иосиф Райхельгауз. Он написал на фейсбуке под соответствующим постом г-на Гончаренко: «Дорогой Алексей Алексеевич! Очень интересная затея! Готов помогать в любом качестве!». Иными словами, персонаж выразил публичную готовность сотрудничать с представителями другого государства в вопросе нарушения территориальной целостности России. При этом находясь в Москве и совершенно ничего не опасаясь. Потому как угадайте, что ему за это будет?

Полагаю, вы угадали.

Я не могу сказать, что знаком с творчеством г-на Райхельгауза. При этом, правда, наслышан о том, что в плане своих человеческих качеств г-н Райхельгауз, мягко говоря, не может служить примером для кого-либо в этой жизни. Конечно, на то, что устроил подобное именно он, такие характеристики личности не могли не повлиять. Но в нынешней ситуации это, скорее, совпадение, а этот случай — всего лишь один из многих. Ведь г-н Райхельгауз, как и те клоуны с ТНТ, действует в рамках всё тех же правил игры, которые молчаливо считаются приемлемыми. А приемлемо всё, что не наказуемо.

Среди нашей «культурной богемы» в частности и значительной части «интеллигенции» в целом за минувшие несколько лет установился новый модный и весьма устойчивый тренд поведения. В рамках которого быть «бунтарём» означает публично ненавидеть свою страну. «Идти против системы» означает всячески поддерживать украинство, вплоть до оправдания актов террора на Донбассе. Гламурным считается поливать грязью Православие, как таковое. А ещё вполне допустимо «шутить» над мёртвыми. Разумеется, определёнными мёртвыми.

Этот модный тренд вообще весьма ограничен и избирателен. Как вы думаете, почему «идущие против системы бунтари» из числа «творческой интеллигенции» даже пикнуть боятся хотя бы слово о Чечне и лично «многоуважаемом Рамзане Ахматовиче»? Ну, очевидно же: потому, что с них спросят. И уже тем, кто будет спрашивать, за это ничего не будет. А вот если кто-то, скажем, из ветеранов боевых действий на Донбассе попытается спросить с них за стёб над убитыми братьями по оружию или изъявление готовности помогать бандеровцам захватывать Дон и Кубань, то такого человека посадят. И это совершенно точно известно, так как были случаи. А по сути своей эти граждане крайне трусливы и не склонны «переть против системы» по-настоящему. Они всегда действуют только в рамках тех самых «правил игры».

А кто их задаёт? Кем транслируется позволение, что называется, «крутить фигу в кармане», как это было в позднем Советском Союзе — ведь они и будут её крутить, как по команде?

И еще один наивный вопрос: так почему же нынешние «властители дум» ведут себя именно так?

Потому, что могут.

Других причин нет.

Происходящая на нынешнем информационном пространстве культурно-идеологическая катастрофа — это прямой результат нашей внутренней политики. И дело не только в безнаказанности «творческих личностей», вроде тех, о которых выше шла речь. Такая безнаказанность — тоже побочное явление.

С одной стороны, нынешнее положение сложилось, в том числе, и из-за того, что государство монополизировало право на патриотизм. И любые его неподконтрольные проявления на общественном пространстве воспринимаются куда хуже, чем деятельность откровенных врагов страны. Поэтому в РФ, к примеру, нет патриотической оппозиции. Потому что право на оппозиционность в рамках действующей деструктивной модели дозволяется иметь, опять же, только только откровенным врагам страны. Причём, чем отвратительней они — тем лучше. Ярчайший пример здесь так называемые «ток-шоу» на федеральных каналах.

Приводит это не совсем к тем результатам, которых гражданам хотелось бы.

С другой стороны, существует ещё одно обстоятельство, которое, в сочетании с первым, даёт просто убийственный коктейль для нашего социума. Знаете, чего у нас боятся больше всего? Нет, не госдепа и не либералов. А гражданской активности. Любой. Патриотическая — не исключение.

В результате любые попытки зарождения в нашей стране институтов гражданской самоорганизации и гражданского общества подавляются всеми средствами. Как частный эпизод - это привело к тому, что большая, влиятельная, патриотичная, консервативная и, в общем-то, вполне лояльная общественная корпорация сторонников Новороссии, которая просто обязана была появиться в российском социуме — не появилась. Я полагаю, не надо говорить, какими методами это «предотвратили».

Зато либеральная корпорация, противовесом которой она должна была стать, многократно усилилась. Во-первых, им многое дозволяется вполне умышленно по причинам, озвученным выше (такой хитрый план, понятное дело), а, во-вторых, их ещё и поддерживают из-за рубежа. Или кто-то будет это отрицать?..

Именно в результате всего этого в определённой части нашего общества и возникли те самые правила игры, которые позволяют стебаться над мёртвыми и которые не нарушили ни «шутники» с ТНТ, ни «корифей высокого искусства» г-н Райхельгауз. И все эти граждане совершенно спокойны. То, что они вытворяют — это не предмет уголовного права, а предмет общественного саморегулирования. В обществе же та часть, которая могла бы задать им правильные вопросы, просто вычищена. Она просто не хочет проявлять активность. Она презрительно смотрит на происходящее и молча ждёт — что же будет дальше.

У меня только один вопрос: когда созданный попустительством и бездарностью озверевший от безнаказанности монстр сорвётся с цепи и кинется на страну — кто будет его останавливать? Спецслужбы и прочие силовики? Ну, ну… Здесь я промолчу.

В качестве «постскриптума» хочу поделиться впечатлениями от недавнего очень характерного эпизода. В комментариях к одной из предыдущих статей отписался весьма занятный персонаж, произнесший просто феерическую фразу: «как патриотические так и космополитические враги России подлежат депортации с лишением гражданства» (с).

Однако ж «патриотические враги России» - это звучит круто. Очень круто. Я понимаю, что по отдельно взятым особенно одарённым гражданам не судят о положении дел в целом, но опыт говорит, что подобные мысли сами по себе не появляются. А значит, подобный дискурс как минимум присутствует. И, зная эту публику, могу с высокой степенью вероятности предположить, что подобные мысли им подбрасывают. Те, кто оную публику курирует.

Что ж, ребята в погонах и без, раз вы так напрягаетесь по поводу «патриотических врагов», тогда удачи вам с «либеральными друзьями».

Да чего мелочиться. Удачи всем нам, в этом случае.

Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
26.10.2019

Кухмиров (Раста) Павел






Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта