Всеволод Чаплин: Почему вдруг так решительно занялись русской историей – "Курск", "Чернобыль", "Последние цари"? (История) (08.07.2019)

Заседание Священного синода Русской православной церкви (высший орган церковного управления) впервые в истории пройдет в Валаамском монастыре 9 июля, сообщил пресс-секретарь патриарха Кирилла Александр Волков.
Накануне.RU обсудило с экс-председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Всеволодом Чаплиным, какие проблемы будут затронуты на заседании, темы, которые не уходят с повестки, например, выход первой серии "Последних царей" – ленты про Николая II и падение дома Романовых, а также поговорили мы о том, стоит ли доверять телеграм-каналам и не пора ли поставить точку в деле о признании останков царской семьи.

– Отец Всеволод, как вы считаете, каких решений можно ждать после заседания Священного синода Русской православной церкви? Какие темы станут главными?

– Повестка для Синода никогда не публикуется заранее, и, я думаю, основные новости мы узнаем уже после самого заседания.

Сложно сказать, что будет обсуждаться – всегда на Синоде обсуждаются некоторые кадровые вопросы: назначения, перемещения, избрание новых епископов, на эту тему всегда ходят очень активные слухи, теперь особенно в "телеграме". Но авторам этих слухов зачастую ничего не удается предугадать, кроме ухода на пенсию совсем пожилых людей, что было бы и так предсказуемо.

Мне хочется надеяться, что в кадровой политике прекратится поддержка тихих системных либералов, которые хотят понравиться таким же тихим системным либералам в органах власти и СМИ, но не совпадают по своему духовному и общественному вектору с большинством активных православных мирян, которые хотят изменить прозападный курс развития России и хотят, чтобы она вновь стала центром мощного глобального альтернативного Западу проекта. Такие люди есть и среди молодежи, есть среди старшего поколения, есть люди более, чем состоятельные. И им сегодня, я думаю, нужно отдавать приоритет.

– То, что встреча пройдет на Валааме, о чем-то говорит?

– Да, это само по себе интересно. В спокойной обстановке иногда можно более отстраненно без зависимости от публикаций в СМИ и от телеграм-сплетен обдумать какие-то фундаментальные вещи. Эти святые места, как и монастырские стены, помогут.

– Вы говорите про телеграм-каналы, которые могут "мешать", и все же мы не можем их игнорировать сегодня?

– Ну, конечно, это, если хотите, тот самый случай, когда батюшка, выступая по телевизору, требует не смотреть телевизор. Что-то читаемо даже в "телеграме". Вообще "телеграм", по крайней мере те каналы, которые я читаю, воспроизводят давно известную реальность – сплетню. Раньше все это узнавалось на разных посиделках, где чиновники шептались: "я точно знаю – вот этого министра завтра уберут", а священнослужители говорили "послезавтра того-то назначат митрополитом" – эта реальность всегда была. Сплетни, специально запускаемые или нет, озвучивание разных интриг, имеют отношение к реальности. Но это "сарафанное радио", которое всегда было, сегодня технологизировалось и начало работать гораздо быстрее. "Сарафанное радио" тоже было достаточно эффективным явлением, но тогда слухи разносились за несколько дней по Москве, ну, а сейчас за несколько минут. Технологии увеличивают как добродетели, так и пороки.

– К слову об этом, не менее актуальная тема и в тех же ТК – что после сериала "Чернобыль" про нашу трагедию на АЭС американцы снимают сериал про падение дома Романовых, про Николая II, его семью, Распутина. Фильм хоть и исторический, якобы снят как документальный, но некоторых поразил эротическими сценами с участием императора, что верующих коробит, конечно. А как вы относитесь к такому феномену поп-культуры современности, как сериалы – и сериалы про наши трагедии, про наши неудачи? И к тому, что про Николая II фильм покажут во время "Царских дней" в России?

– Я не понимаю, почему вдруг так решительно занялись русской историей, точнее, ее опорочиванием: и "Курск", и "Чернобыль", теперь здесь и царская семья. Сложно сказать, есть ли здесь какой-то глобальный политический заказ, но уж больно близко все это по времени. Я не исключаю, что на уровне интуиции, на уровне подсознательных страхов некоторая часть западных культурных элит стала бояться России. Стала бояться ее мощного послания.

Вот Путин сказал, что либерализм себя изжил, и сразу все на него накинулись, но он же говорит очевидную вещь, которую многие люди на Западе понимают – что проект общества, построенного на идее правильности "раскрепощенного человека" – это утопия. Человек без воспитания, без государства, без высокой культуры, без семьи, без церкви превращается в зверя, причем обязательно превращается, других примеров история не знает.

Нынешняя проблема Евросоюза еще раз это подтверждает. Очевидно, кто-то на Западе, как это говорится, "шкурой чует", что идейный и культурный "король" либерального Запада голый, а Россия готова предложить свое видение мира, в том числе и западным народам. Поэтому пытаются как можно скорее изобразить Россию чем-то отталкивающим – вот у них лодки тонут, вот у них пьяницы устроили катастрофу в Чернобыле, а потом пытаются ликвидировать последствия аварии и так далее.

– Причем, да, тут удар по всем ипостасям России: "Чернобыль" – это СССР, "Курск" уже такая современность более близкая нам, теперь Российская Империя - тоже мишень?

– Я не знаю, сделали ли это специально, чтобы совпало с "Царскими днями", но я не исключаю, что это вписывается в какую-то извращенную логику создателей сериала, возможно, стремятся к "хайпу", позлить верующих людей. Надо посмотреть, что собой представляет этот сериал, конечно, но очевидно, что какая-то часть мировых культурных элит имеет иррациональную ненависть к святому государю. Изображают его то тираном, то слабаком, что в принципе противоречит одно другому, то радикальным консерватором, то блудником, что тоже между собой не вяжется. Здесь тот самый случай, когда человека ненавидят на эмоциональном уровне, а потом это пытаются как-то обосновать.

Николай тоже мог представить альтернативу диктату финансового капитала Запада, альтернативу ростовщичеству. Знают наши враги, что Россия может представить альтернативу в любое время, поэтому и стараются представить ее каким-то чудовищным местом. Поэтому удар идет и по советскому периоду, и по постсоветскому.

Странно, почему при этом не трогают фигуры Ельцина или Керенского, Троцкого – тех, кто был симпатичен Западу. Так же неприкосновенна фигура Горбачева, его еще мягко показали в "Чернобыле". Эти господа у нас обеляются. А в чем причина? В том, что они выполняли волю Запада.



– Кстати, о Николае II и заседании Синода, который проходит между архиерейскими соборами обычно, скажите, не стоит ли ожидать, что Церковь огласит свое решение по останкам перед "Царскими днями"?


– Пока мы видим тактику затягивания, я не понимаю, почему выбрана именно она, возможно, в этой истории рано ставить точку, но некую "точку с запятой" все-таки стоит, при этом сказав, что выводы генетической экспертизы ясны. А они, я думаю, уже ясны. Но для нас важнее интуиция верующего народа, который не готов посчитать эти останки, потому что они прошли через слишком многие руки людей с сомнительным духовным обликом, поэтому возможны были любые манипуляции и фальсификации. А пока мы имеем многоточие, которое длится несколько лет, отговорки, что не все экспертизы закончены. Но исторические экспертизы никогда не могут быть закончены, потому что нет историка, который про какой-либо момент знает абсолютно все. Все узнать невозможно, особенно, когда нет живых свидетелей. Надо поставить "точку с запятой" и продолжить исследования, также в части ответственности многое неясно.

Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
08.07.2019

Всеволод Чаплин





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта