Егор Кучер: Под колпаком: Усманов купил данные всех пассажиров московского метро (01.11.2018)

Компания Алишера Усманова выиграла торги за право обслуживать кассы Московского метрополитена. Столичному метро не придется платить, наоборот, подрядчик согласился раскошелиться на свои услуги сам. Зачем это олигарху?
Московский метрополитен уже давно превратился в бурно развивающуюся сеть транспортных артерий, соединяющих даже самые отдаленные районы города. В 2018 году было построено и открыто 15 новых станций. 30 августа 2018 года, например, был запущен целый участок новой «желтой» ветки до станции «Рассказовка» с дальнейшими планами довести подземку до аэропорта Внуково, продолжается строительство Третьего пересадочного контура, а также других станций.

В день услугами метро Москвы пользуются более 7 млн человек, в будние дни пиковым значением является 9 млн человек. Как говорится об этом факте на сайте Московского метрополитена – по пассажиропотоку столичная подземка занимает первое место в мире.

Разумеется, у такого транспортного объекта растут и потребности. Метрополитен объявил в октябре торги за право оказывать ему услуги по обслуживанию кассовых данных, так как их объем огромен, а в будущем станет еще больше. 24 октября был объявлен победитель торгов, однако выяснилось, что руководство подземки не будет оплачивать подрядчику его услуги. Выигравшая конкурс компания довела стоимость заказа до отрицательного значения, то есть сама намерена заплатить метрополитену. Что произошло?

Как Усманов, Греф и Костин метро делили

Победителем торгов под официальным названием «Оказание услуг по обработке фискальных данных, сформированных контрольно-кассовой техникой на объектах ГУП «Московский метрополитен» стала компания «Петер-Сервис Спецтехнологии», сказано в отчетеНациональной электронной площадки.

Как отмечает РБК, эта компания работает под брендом ofd.ru, который, в свою очередь, является собственностью топ-менеджеров принадлежащего Алишеру Усманову USM Holdings. Торги, судя по всему, превратились в фарс. Метрополитен назначил цену контракта в 12 млн рублей. В конкурсе участвовали девять компаний, однако выиграла та, которая свела сумму на нет, а затем и сама предложила оплатить подземке свои услуги на сумму 1,12 млн рублей с учетом НДС.

В «Петер-Сервис Спецтехнологии» уже заявили, что пошли на траты из-за имиджевых выгод сотрудничества с московским метро. Конечно, быть подрядчиком одного из крупнейших в мире транспортных перевозчиков – это выгодно, однако к вопросу о потенциальных выгодах мы вернемся чуть ниже.

«Петер-Сервис Спецтехнологии» при этом оказалась не единственным подрядчиком, готовым заплатить за контракт с метрополитеном. В конкурсе участвовала также ООО «Эвотор ОФД», которая связана со Сбербанком Германа Грефа.

Остальные участники конкурса просили за свои услуги деньги. Символическую одну копейку хотела «Мультикарта», которая целиком принадлежит структурам ВТБ – 25,33% у самого банка и еще 74,67% - у Почта банка. Таким образом, можно сказать, что битва за данные касс метро Москвы развернулась между структурами Алишера Усманова, Германа Грефа и Андрея Костина.

Сбербанк и ВТБ вообще по праву можно назвать лидерами в России по сбору данных клиентов. Ведь именно крупнейший госбанк имеет отделения почти во всех регионах России и самый большой клиентский пул. Примечательно, что оба банка при этом как не работали, так и не собираются работать в Крыму из-за угрозы попадания под санкции со стороны США. Однако этот «небольшой» момент в целом не мешает им и дальше продолжать успешный сбор данных своих клиентов. Причем теперь уже речь идет даже о биометрии.

Данные пассажиров метро (напомним, это порядка 7 млн человек ежедневно) к банкам все же не попали, но зато пойдут прямиком в высокотехнологичные структуры Усманова, включая «Мегафон» и будущий интернет-ритейлер AliExpress Russia, о создании которого было объявлено ранее в этом году.

Под колпаком

В обосновании целей участия в конкурсе «Петер-Сервис Спецтехнологии» есть и тревожные звоночки. Так, в компании-подрядчике отметили, что намерены расширять свой бизнес, возможно, путем предоставления клиентам дополнительных сервисов, основанных на анализе фискальных данных метро Москвы.

За такую характеристику затем пришлось отдуваться Московскому метрополитену, который поспешил заверить, что никакие сведения, представляющие коммерческий интерес, подрядчику переданы не будут. Компании также не дадут никаких преференций в дальнейшей работе с метрополитеном. Однако не будем забывать, что именно подрядчик будет обслуживать кассы и собирать с них данные. Тогда как физический хозяин касс – метрополитен – будет располагать лишь инструментом для этого процесса.

Отметим, что обслуживание фискальных данных – отдельная услуга на рынке. Лидерами в России все же являются вышеозначенные ОФД (операторы фискальных данных). Поэтому в конкурсе метрополитена между ними развернулась борьба за лидерство на рынке. «Эватор ОФД» Сбербанка сегодня вполне ожидаемо является лидером с долей в 20% на рынке, сказали источники. «Петер-Сервис Спецтехнологии» структур Усманова имеют долю в 15%.

Объем контракта, предлагаемого метрополитеном, составляет порядка 4-5 млн рублей. И компании рынка ОФД готовы были заплатить за самое ценное для себя и своих бенефициаров – персональные платежные сведения, чтобы расширить, таким образом, свои базы данных. Не будем забывать и о том, что по крайней мере в двух случаях речь идет о банковских базах данных, куда попала бы и информация связанного оператора.

Однако наибольшую ценность представляют сами данные, которые можно продать. Не обязательно в виде прямых данных, вероятен также вариант торговли на рынке аналитикой на основе данных метро. Та компания, которая имеет наибольшую базу, будет иметь и наибольшую выгоду.

Что это значит для граждан? Фискальная информация – это еще не личные данные человека. В базовом виде это данные о торговой точке, сумме чека, оплате наличными или картой, ИНН организации. Казалось бы, ничего опасного.

Однако оператором данных будет структура господина Усманова, которому также принадлежит сотовый оператор «Мегафон». Многие жители Москвы сегодня привязывают к картам номера мобильного телефона. В случае, если оплата поездки в метро производится картой, то вполне возможно синхронизировать данные сотового и фискального оператора, чтобы получить самые подробные сведения – человека, его имя, номер телефона, станцию метро, где он покупает поездки, и многое-многое другое.

Если даже сам процесс получения и консолидации в единой базе таких данных не представляет прямой угрозы гражданину (сотовые операторы и так знают ваши паспортные данные и где вы находитесь в настоящий момент), то стоит только гадать, сколько может стоить такая база данных. В том числе на черном рынке, где ей может найтись применение для самых нечистоплотных целей – хакерских атак конкретных людей, вымогательства, взыскания долгов коллекторами и так далее.

План Усманова

За последний год новостей об Алишере Усманове в российском медиапространстве становится все больше. То олигарх создает российский аналог китайского интернет-ритейлера AliExpress, то рассуждает о «последнем олигархе России», то каким-то чудом не попадает под новые санкции США.

AliExpress Russia создается фактически по франшизе китайской компании. Аналитики уже оценивали эту инициативу господина Усманова как намерение спрятать деньги в долгоиграющий бизнес самым безопасным способом. В мире свирепствуют санкции против России, капиталам офшорных олигархов становится неспокойно даже на Кипре и в Лондоне.

Власти Великобритании еще летом инициировали выяснение имен истинных владельцев офшорных криминальных денег, вложенных в дорогостоящую недвижимость. Примеру Британии может последовать и Евросоюз. Не говоря уже о том, что все мировые долларовые трансакции так или иначе просматриваются ФРС США и блокируются в случае необходимости. Однако вряд ли возможны санкции против интернет-гиганта AliExpress.

Фискальный оператор в московском метро решает для Усманова сразу несколько задач. Во-первых, это перспективный бизнес с большими массивами финансовых данных, которые могут быть интегрированы с «Магафоном» и другими структурами. Во-вторых, это перспективная попытка обойти Сбербанк и ВТБ в фискальном бизнесе, где у структуры Усманова доля меньше, чем ему хотелось бы.

Наконец, в-третьих, фискальные данные – настоящая находка для интернет-ритейлера. На их основе можно создавать портреты покупателей, исходя из анализа их поездок, частоты, географии в рамках города. И таргетированная реклама тут – наименьшее зло, с которым может столкнуться потребитель. Самым плохим сценарием остается по-прежнему либо хищение этих данных, которые могут обогатить похитителя, даже если им будет штатный сотрудник, либо же сознательная продажа данных «налево».

Таким образом, складывается противоречивая ситуация. С одной стороны, речь идет о платежных данных, которые от государственного перевозчика могут направиться через подрядчика к частной структуре. С другой стороны, государству однозначно выгодно, когда проекты подобного масштаба решаются за счет частных инвесторов, которые за все платят сами. Открытым пока остается лишь вопрос применения данных пассажиров и последствиях.
01.11.2018

Егор Кучер
Источник: https://tsargrad.tv/articles/pod-kolpakom-usmanov-kupil-dannye-vseh-passazhirov-moskovskogo-metro_166237




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта