Сергей Аксёнов: Под стук колёс: Лето придаёт ценам ускорение (Бизнес в России) (01.06.2019)

Билеты в плацкартные вагоны на июнь-июль подорожали почти в 1,5−2 раза. Результатом ценовой политики РЖД может стать специальное расследование Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Об этом пишут «Известия» со ссылкой на исследование, проведенное «Общероссийским объединением пассажиров».
По информации издания, среди исследованных направлений сильнее всего подорожали билеты из Москвы в Калининград (на 100%) и Адлер (на 97%). А вот чтобы уехать в Смоленск надо переплатить «всего» 49% к прежней цене за билет. В середине рейтинга Петербург и Псков (+66%), Ростов-на-Дону и Казань (+78%). Действительно, цифры впечатляют.

В исследовании упоминается крупнейший российский перевозчик АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) — «дочка» РЖД. Гендиректор ФПК Петр Иванов все отрицает, утверждая, что тарифы в плацкарте на 2019 год устанавливались государством и с конца прошлого года не менялись.

Отметим, что в исследовании «Общероссийского объединения пассажиров» направления и даты для изучения были выбрано случайным образом. Хотя и с учетом такого, например, фактора, как будний или выходной день. Очевидно, говорить о социологической точности такого подхода вряд ли можно.

Ради чистоты эксперимента «СП» провела свою проверку. Так, билеты в плацкарт от Омска до Владимира в конце июня и конце июля продаются на сайте перевозчика по цене от 4144 рубля. Со скидкой для школьников — 2694 рубля. При этом один из сотрудников нашей редакции приобретал школьный билет по тому же маршруту и на тот же поезд в конце мая за 2518 рублей.

Некоторый рост цен на билеты, наверное, возможен в связи с тем, что РЖД остается крупнейшим работодателем в стране, обеспечивая работой сотни тысяч россиян. Кроме того, после смены руководства компания активно занялась обновлением вагонного парка. Так, недавно публике были представлены новые типы вагонов, включая плацкартные.

При прежнем руководителе госкомпании — Владимире Якунине, картина была иной. В РЖД пытались сократить дешевые народные перевозки электричками, пустив при этом поезд для богатых Москва — Ницца. Более того, Якунин вопреки закону отказывался раскрывать личные доходы, ссылаясь на то, что это неправомерное вмешательство в частную жизнь.

Новый глава РЖД Олег Белозеров таких ошибок пока не допускает. И хотя его личные доходы огромны — в 2018 году глава госкорпорации заработал 220 млн. рублей, приходится признать, что как руководитель госкомпании он выглядит получше Якунина. Даже гроза чиновников Алексей Навальный практически ничего не смог на него «накопать». В отличие от того же Якунина.

Представители ФПК и «Общероссийского объединения пассажиров» продолжили свой заочный спор на страницах «СП».

— Тарифы на 2019 год в регулируемом сегменте были установлены государством в лице ФАС, — разъяснила начальник отдела коммуникационных мероприятий и пресс-службы Центра стратегических коммуникаций АО «ФПК» Татьяна Зотова. — АО «ФПК» не может увеличить тариф, но может предложить пассажирам более низкую стоимость билетов во время различных акций.

В связи с этим считаем сравнение стоимости билетов во время акций с полным тарифом, которое было сделано некоторыми экспертами, — некорректным, предвзятым и вводящим в заблуждение наших клиентов — пассажиров.

«СП»: — Как появление новых плацкартных вагонов скажется на ценах на билеты?

— Никак. Ценообразование в плацкартных вагонах нового поколения осуществляется так же, как и в других плацкартных вагонах.

«СП»: — Как в настоящий момент обеспечивается равный доступ пассажиров к билетам?

— Время открытия продажи билетов на поезда формирования ФПК зависит от маршрута поезда. На большинстве маршрутов продажа билетов открывается за 90 суток до отправления поезда. При старте продаж пассажирам предоставляется вся емкость. В случае отказа от поездки организованных групп пассажиров, предварительно зарезервировавших места, в продаже могут появляться дополнительные места.

Специалисты компании регулярно проводят мониторинг количества свободных мест и в случае дефицита мест и наличия технической возможности в составы поездов включают дополнительные вагоны или назначают дополнительные поезда.

Глава «Общероссийского объединения пассажиров» Илья Зотов:

— Чтобы проверить нас, достаточно зайти на сайт ФПК и посмотреть цены в июне-июле. Они значительно отличаются от той цены, которая есть в мае.

«СП»: — Мы так и сделали. Сравнение цены на один случайный рейс показало совсем небольшое расхождение…

— В нашу организацию поступило немало обращений россиян о росте цен на билеты. А в прошлом году таких обращений не было.

Надо понимать, что у нас не было сверхзадачи непременно уколоть ФПК, показать, как они плохо работают. Наша глобальная задача состоит в том, чтобы дать объяснение пассажирам, почему цены так меняются. Потому что плацкартный билет — это зачастую единственная возможность для многих в нашей стране куда-то поехать. Это наиболее доступный вариант, государство здесь влияет и именно поэтому мы анализируем это направление.

«СП»: — Заметно, что критика со стороны вашей организации нервировала ФПК. Они даже запросили у вас данные вашего исследования…

— Да, мы им передали все необходимые данные. Они легко проверяются, так как были сделаны скриншоты с официального сайта ФПК. Из этого понятно, когда и на какие маршруты был рост цен. Это исследование мы проводили своими силами. Когда нас обвиняют в предвзятости, нужно все-таки понимать, что мы — общественная организация, а не аналитическое агентство.

Если ценовые колебания есть, то все-таки не нужно допускать, чтобы у людей возникали вопросы. Эти колебания не должны быть такими резкими. Допустимый уровень: плюс-минус 20%.

«СП»: — Были ли раньше аналогичные исследования, которые привели бы к успеху — снижению цен?

—  Были и успешные, были и не очень. Например, в прошлом году мы проводили похожее исследование цен на авиаперевозки в период Чемпионата мира по футболу. Тогда они выросли в 5−6 раз.

Перевозчики активно работают с общественными организациями. Нас, например, приглашают на запуск плацкартных, купейных вагонов. Мы даем им обратную связь с пассажирами. Предоставляемую нами информацию порой стоит перепроверить. Вдруг перевозчик владеет ей не в полной степени?

«СП»: — Предположим, ваш мониторинг действительно выявил существенное завышение цен. Достаточно ли мер, предусмотренных КоАП для того, чтобы привести ФПК в чувство? Там штраф для должностных лиц всего 50 тысяч рублей. Правда, юридическому лицу придется выплатить штраф вдвое превышающий доход от завышенного тарифа…

— Этих мер достаточно, чтобы вернуть цены к нормальному уровню. Повторюсь, наша задача, чтобы цены ушли в значение «плюс 20 процентов», которые им ФАС и дает.

«СП»: — Получается, ваша организация — это та самая «щука», которая нужна, чтобы «карась» не дремал? Согласно русской поговорке…

— Именно так.

По мнению автора расследований против чиновников и олигархов журналиста Сергея Ежова, на примере РЖД видно, что давление общества на госкомпании приносит результаты.

— В последние годы, с момента ухода прежнего главы РЖД, обладателя «шубохранилища» Владимира Якунина, компания стала все реже попадать в антикоррупционную хронику. Конечно, проблем в монополии наверняка много, имеют место сомнительные схемы и далеко не все безоблачно. Но «пространство для маневров» снизилось. По сравнению с руководителями других госкомпаний, более прозрачны и доходы Олега Белозерова.

Деятельность государственных монополий может и должна быть эффективной и справедливой. Но это возможно только при условии сильного общественного контроля. Поэтому если в ближайшее время появятся какие-нибудь журналистские расследования относительно РЖД, это пойдет только на пользу компании и будет способствовать ее очищению.

Источник
01.06.2019

Сергей Аксёнов





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта