Игумен Дамаскин (Орловский): Проповедь, произнесённая 2 марта 2014 года в Прощёное воскресенье, в день празднования священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси (07.03.2014)

АКТУАЛЬНАЯ ПРОПОВЕДЬ СВЯЩЕННИКА, В ТОМ ЧИСЛЕ И В СВЯЗИ С СОБЫТИЯМИ НА УКРАИНЕ.

Сегодня – последнее воскресенье и последний день перед началом Великого поста и для нас, верных чад Церкви, небезразлично, какими словами Господа нашего Иисуса Христа она напутствует нас на Великий пост.

Это напутствие, прежде всего, – прощать грехи должникам, то есть людям согрешившим. Прощать те грехи и обиды, которые направлены против нас лично, и те, которые не против нас направлены, – но когда мы оком любопытным видим грехи других людей, и за это мы также просим у Господа прощения. Ведь часто, обижаясь на близких (а чаще всего мы обижаемся не просто на близких, а на самых близких), мы проявляем с точки зрения здравого смысла неразумие. Потому что мы знаем, что если мы не прощаем близким согрешений их, то и Господь не простит нам согрешений наших.
 

Если бы мы, веруя в Господа, взглянули на свою жизнь целиком и представили себе, что мы должны Господу по заповедям Его, чтобы спастись, – мы бы увидели своё недостоинство чрезвычайное. И поэтому сам поступок наш, и помысел, и переживание, когда мы обижаемся на близких и «ставим» им что-то «в строку» или «в счёт», – неразумны. Мы видим только эпизоды из жизни окружающих нас людей, и притом очень незначительные. Но если бы мы сравнили эти эпизоды со всей суммой наших несоблюдений заповедей Господних, с тем, насколько мало на самом деле мы исполняем их сами, то мы бы увидели огромное несоответствие между нашими претензиями к другим людям, особенно к близким людям, и теми, которые Господь мог бы предъявить нам.

Если бы наша совесть более обострённо рассматривала нашу внутреннюю жизнь, каждый из нас понял бы с совершенной очевидностью, что при всём старании что-то сделать, исполнить заповеди, как-то переделать себя, каждый из нас всё-таки может надеяться лишь на милость Божию. Мы в этом смысле как бы даже юридически лишены права осуждать другого человека, потому что сами понимаем, что не можем считать себя в чём-то правыми, и не можем сказать, что мы не грешники и потому имеем право судить. Мы можем надеяться только на милость Божию. И несоразмерны наши реальные вины и грехи, наше недостоинство перед Богом с тем, что мы видим в окружающих людях и что осуждаем в них или из-за чего обижаемся на них. Это лишено всякого здравого смысла при реальном рассмотрении дела.

Второе, чем Господь напутствует нас, это то, что пост – не нечто показное, что пост нужен нам самим. Он нужен не окружающим. Конечно, мы исполняем устав Церкви, для нашего блага и спасения установленный, но на самом деле он нужен нам. Господь призывает нас не только к внешнему посту, но и к посту внутреннему – и телесному, и духовному, и душевному, чтобы мы действительно постились перед Отцом, «Который втайне», чтобы Он нам «воздал», может быть, «явно» (Мф. 6, 8).

И, третье, – очень важное напутствие. Мы всегда должны помнить, что «где сокровище наше, там и сердце наше» будет. Но мы люди во плоти, живём в окружающем мире. И надо помнить, что окружающий мир волей-неволей нас изменяет. И изменяет не в лучшую сторону. Мы как бы находимся всё время в противоборстве преображения во образ Христов с антипреображением, которым мир, в котором мы живём, нас преображает во образ свой, очень далёкий от христианского. Человек не может говорить, что он христианин, что он исполняет всё предписанное, если он не проверяет всё время своей совести.

Дни Великого поста – это особое время, когда мы можем снова и снова проверить, каковы наши ценности. Склонились ли мы за время какого-то отрезка предыдущей своей жизни к материальному или всё-таки наше сердце принадлежит Христу и только Ему? Это очень важно, и каждый в этом должен по совести себя проверять. От этого нельзя уйти, сказав, что мы христиане, и вот мы вверили себя Христу, и так оно и есть. Мир – это огромная река. Она зачастую незаметно сносит человека к берегам иных ценностей, ценностей материальных, которые губительны не сами по себе – они губительны потому, что душа человеческая, имеющая вечное призвание, может поработиться этими вещественными началами мира сего и потерять надежду на жизнь вечную.

Сегодня мы празднуем память священномученика Ермогена, Патриарха Московского. К сожалению, у нас в Церкви в России не так много людей, которые четко и ясно выразили наше самосознание, как бы изобразили, начертали – и в своей жизни своими поступками, и в том, что они говорили, – что есть русская Церковь и что есть Россия. Современные самоуверенные люди часто хотят что-то изобрести, что-то придумать своё, считая, что опыт прошлого устарел. Но это не так. У нас есть светочи. Надо нам получше почувствовать и понять, кто такие святые, что такое действительно «свечницы», как Господь о них говорил, которые «светят всем в доме», которые подлинно просвещают.

Мы не можем ничего изобрести сами. Мы можем только понять тех людей, через которых Господь нам сказал, кто мы есть. У нас есть два человека: во внешней жизни, в жизни государственной – это святой благоверный князь Александр Невский, а в церковной жизни таким человеком был священномученик Ермоген, великий Патриарх, который понял и осознал предназначение Русской Церкви, предназначение России. Взаимоотношения России, государства русского с Церковью имеют исключительный характер, этого нет ни у одного из государств в мире – Русская Церковь вложила душу в русское государство, придала смысл жизни тех людей, которые, действуя решительно и самоотверженно, как христиане, образовали постепенно нашу Россию, наше русское государство. Это единственная страна, в которой невозможно безболезненное отделение Церкви от государства. Если не будет Церкви, не будет и государства. Но напрасно многие думают, что если не будет государства, то будет Церковь. Хотя Господь и обещал, что Церковь до скончания века не одолеют врата ада, но Он не обещал этого ни одной из национальных Церквей, что именно её не одолеют врата ада. Патриарх Ермоген, хорошо понимая значение власти в смутное время, несмотря на все ее подчас недостоинство и конкретные недостатки, например, царя Василия Шуйского, несмотря на малодушие последнего, принуждал его быть государственным начальником, потому что это его предназначение. Патриарх Ермоген, человек мужественный, сам не боялся защищать национальную власть, выходить на Красную площадь к толпе, готовой его растерзать, потому что он хорошо понимал, что без национальной власти Россия распадётся.

Смутное время, в котором пришлось жить священномученику Ермогену, было по времени не слишком продолжительным. Смутное время, в котором мы живём сейчас, длится уже сто лет. Иногда оно – вроде бы мирное, иногда – не очень мирное, но это всё равно тот же самый период смутного времени. Какова же характеристика смутного времени, при котором жил священномученик Патриарх Ермоген? Это, прежде всего, исчезновение в душе человека церковных интересов и интересов государственных, падение церковных и национальных идеалов, когда каждый думал исключительно о себе, о своём материальном интересе. Когда многие бояре, «власть имущие» и «власть неимущие» (а нравственный распад коснулся всех слоёв тогдашнего общества) – думали о том, как им устроить свою частную, личную жизнь в этой смуте. Позорно было, как люди устраивались в этой смуте: одни родственники служили у тушинского вора, другие родственники – у какого-нибудь еще самозванца, чтобы при любой власти оказаться при материальной прибыли или хотя бы остаться в живых.

Это и есть знак смутного времени и распада, когда люди перестают понимать, чему они служат, когда и спасение души, интересы родины и народа заменил личный, корыстный интерес. Патриарх Ермоген хорошо понимал, каково значение государственности для России. У нас государственность тогда была не такой, какой она стала в ХIХ веке, когда государство, можно сказать, насиловало Церковь, и не такой, когда государство содержит Церковь. Это крайности.

Церковь нужна России, потому что Церковь – это её душа, это её дух. Она может изменить внутреннее содержание людей и соответственно законодательство, так как люди приходят в Церковь из самых разных слоёв общества.

Люди часто боятся войны. На протяжении примерно пятидесяти последних лет людям говорили о том, что самая высшая ценность – это человеческая жизнь. Утверждение это находится в противоречии со Священным Писанием, которое прямо говорит, что если человек сбережёт эту свою, в сущности говоря, – временную жизнь, то может потерять ее для жизни вечной. И мы видим воочию, что чем больше люди говорят о мире, чем больше они говорят о ценности временной человеческой жизни, тем больше людей погибает. И в России в частности. Чем более твердится о мире, тем более жертв приносится физических, нравственных и духовных. Читая Священное Писание, многие стараются вникнуть в него, понять дух времени, в какое суждено жить, но только слепой не видит того, что железной рукой Западная Европа в совокупности со своими союзниками ведёт антихриста. Мы живём в евангельское время, когда военной силой, усовершенствованной техническими изобретениями, открыто утверждается зло, нравственный распад, антихристианство. Антихриста ведь не посадишь, не возведёшь куда-то просто по дружбе. Ему нужно расчистить путь. Всё, что сейчас происходит, это на самом деле всего лишь расчистка пути для последнего конца. И совершенно очевидно, что нет у России никаких других врагов, кроме этого совокупного врага, который расчищает путь антихристу.

Россия за эти десятилетия смутного времени почти потеряла смысл своего существования. За последние два десятилетия русские стали разделенным народом, с разделенной, а точнее говоря, с разрушенной государственностью. Разделённый народ не имеет надежд на прочное и благополучное существование. Если нога у него в одной стране, голова в другой, а руки в третьей, такое разделённое тело обречено на гибель. У России в этом смысле нет будущего без выполнения обязательного условия – воссоединения в одно государственное тело. Россия, как государство, очень тесно связанное с Церковью, имеет смысл и цель – создать лучшие и благоприятные условия для спасения души человека. Но для этого, естественно, она должна быть самостоятельна, как государственное образование, и независима от всех своих соседей.

Если этого, Богом начертанного предназначения она не исполняет, она обречена на гибель – не может жить государственное образование, будучи лишено содержания, которое каждому государственному образованию Господь дал своё. И у фараона, который воздвигл известные гонения в ветхозаветные времена, тоже было своё содержание. И у противников России, у каждого из них есть тоже своё собственное содержание, которое Господь им дал, что другими может восприниматься как попущение Божие. Содержание России известное: без Церкви, без христианства, без того, чтобы на этом огромном пространстве дать людям возможность прийти к вечной жизни, к Церкви и спастись – без этого она существовать не может.

Весь смысл желательного противодействия России железному давлению Запада заключается в том, чтобы отдалить, насколько возможно, конец: и наш конец, как государства, и конец всемирный, человеческой истории, приближения Страшного Суда. Но это не бессмысленное оттягивание конца, а расширение возможности, чтобы как можно больше людей спаслось.

Статья опубликована в номере от 07.03.2014

Игумен Дамаскин (Орловский)
игумен





Обсуждение статьи

Владимир 2014-07-02 18:42:11
Увы, враг не у порога, враг внутри и вокруг дома.
Идет "активная" фаза войны. "Пришло время объединить усилия"?!, Пришло время всеобщей мобилизации, и кто не с нами, тот против нас. Ведь может наступить время когда будет поздно "объединять усилия".
[Ответить]
↑ 0 ↓
степан 2014-03-17 01:28:08
люди молятся деньгам и не ведают что творят,
[Ответить]
↑ 0 ↓
Андрей 2014-03-16 19:48:17
Божий промысел привел меня к Православию уже в 40 лет. Не сразу все было понятным.
Но сегодня , когда враг уже на пороге, моя вера только укрепляется.
Спасибо.
[Ответить]
↑ +1 ↓
Редакция «Гражданин-Созидатель» 2014-03-16 18:31:17
Спасибо за ваши отзывы! Вступайте в наши группы (Вконтакте, Facebook). Пришло время объединить усилия, настало время действия гражданского общества!

[Ответить]
Ирина 2014-03-14 14:40:04
Уважаемый редактор! С удивлением и радостью обнаружила Ваше издание, найдя в нём статьи настоящих патриотов страны и своих единомышленников. Особенно признательна за эту проповедь. Как же нам не хватает ТАКИХ духовников!
Помоги нам Господи сохранить православие, дай мудрости и твёрдости нашему руководству, а нам терпения и любви!
[Ответить]
↑ +2 ↓

Страницы: [1]


Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта