Руслан Рукавицын: Русское национальное самосознание и шансы России на победу в противостоянии с Западом (30.01.2018)

Теперь у нас в обществе совсем другая ситуация, нежели была перед развалом СССР или перед революцией 1917 года. Мы увидели истинное лицо западной цивилизации, поняли его конечную цель – устранение России как государства, как извечного соперника Запада.
«Неужели и тут не дадут и не позволят русскому организму развиться национально, своей органической силой, а непременно безлично, лакейски подражая Европе? Да куда же девать тогда русский-то организм? Понимают ли эти господа, что такое организм? Отрыв, «отщепенство» от своей страны приводит к ненависти, эти люди ненавидят Россию, так сказать, натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом, за всё, за всё ненавидят». (Ф.М. Достоевский).

В очередной раз убеждаешься в актуальности изречения полуторавековой давности великого русского писателя, читая новостные ленты в последнее время. Постоянное стремление Запада «вписать» Россию в глобализационные процессы, навязывание ценностей «общества потребления», с утраченной самоидентичностью, деградировавшей духовностью, приобретшее в последние годы прямо-таки маниакальную страсть, к чему все это?

Ответ лежит с одной стороны, на поверхности, с другой стороны, уходит в глубины нашей истории. Великий русский социолог, культуролог, публицист  и естествоиспытатель Н.Я. Данилевский в своей работе «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» очень четко определяет различия культурно-исторических типов, к которым принадлежат Россия и Европа (а сейчас и другие страны, которые принято у нас именовать Запад).

 Так чем же кардинально мы отличались и отличаемся от Запада? Если сказать кратко, то ненасильственностью, коллективизмом, пренебрежением к материальному благосостоянию, предпочтением общественных интересов личной выгоде. Несмотря на присущую нам терпимость и миролюбие, Запад всегда пытался и пытается обвинить нас во всех мировых бедах, применительно к текущему моменту – это война в Сирии, допинг в спорте, выборы президента США, глобальные хакерские атаки. При этом нельзя забывать, что лишь в годы президентства Б.Н. Ельцина Россия воспринималась на Западе хоть и как нечто несуразное, примитивное, недоразвитое, но при этом всё же совершенно приемлемое для брюссельско-вашингтонской элиты. Подобное только утверждает в мысли: Западу нужна экономически и политически слабая, бездуховная, раздираемая внутренними противоречиями Россия.

Проводя исторические параллели между современностью и событиями вековой давности, следует отметить, что наше общество, как и тогда, расколото, и раскол этот проходит в различных сферах общественной жизни: по видению дальнейшего пути развития страны (есть либералы, призывающие «покаяться» перед западной цивилизацией, отказаться от социально ориентированной экономики в пользу жестких экономических реформ и дальнейшей приватизации всего и вся, бросить на произвол судьбы русскоязычное население Донбасса, Сирию и т.д.; все это для получения дешевых западных кредитов, отмены санкций и признания Западом России демократической страной и патриоты, на деле отстаивающие интересы своей Родины, отдающие за нее самое дорогое, что есть на этом свете – свою жизнь). Мы до сих пор не можем преодолеть разногласия по оценке некоторых исторических событий и событий нынешних. Последнее разногласие, на мой взгляд, достаточно серьезное – отношение к поездке нашей сборной на Зимнюю Олимпиаду в Южную Корею. Как и в 19 веке, в нашем обществе существует сильный имущественный раскол между основной массой населения, ежедневно думающего о выживании, и относительно небольшой олигархически-бюрократической прослойкой общества, имеющей сверхдоходы, зачастую демонстративно выставляющей напоказ свой финансовый достаток и считающей себя небожителями (в последнее время дети этих состоятельных родителей стали показательно нарушать правила дорожного движения, с выкладыванием своих «подвигов» в социальные сети, видимо, считая, что за деньги можно купить все, в том числе и освобождение от ответственности). Эта небольшая часть общества, как и до революции дворяне, более тяготеют к ценностям западной цивилизации: проводят отпуска за границей, обучают и рожают там своих детей, приобретают недвижимость и т.д.

Вместе с тем нельзя не отметить с положительной стороны усилия общества по сплочению нации на основе каких-либо событий, акций, мероприятий. Так, акция «Бессмертный полк», ежегодно проводимая уже не только у нас, но и во многих странах мира, без лишних слов и призывов сплотила не только соотечественников в России, но и, без преувеличения сказать, большую часть «русского мира» за пределами страны. Трагические события 2014 года в Украине также сплотили нас, подавляющее большинство граждан поддержали жителей Крыма и Донбасса в стремлении отстоять право на самоидентичность, право разговаривать на родном языке. Мы с ужасом наблюдали за тем, к каким последствиям привело вмешательство Запада в некогда братской нам стране, и, надо сказать, многие россияне, изначально поддержавшие идеи майдана, поменяли свою точку зрения на происходящие в Киеве процессы.

Сейчас Запад пытается активно вмешиваться в предстоящие выборы Президента РФ, выискивая поводы для недовольства граждан властью и пытаясь сыграть на сложном экономическом положении страны. Однако представляется, что теперь у нас в обществе совсем другая ситуация, нежели была перед развалом СССР или перед революцией 1917 года. Мы увидели истинное лицо западной цивилизации, поняли его конечную цель – устранение России как государства, как извечного соперника Запада. Как мы ни старались понравиться Европе и США, на какие бы немыслимые уступки не шли, никогда мы не будем восприниматься как дружественный народ и государство. Запад всегда будет чувствовать нашу особость, непохожесть не то что на западноевропейские народы, но даже на восточноевропейские славянские народы и стремиться навязать нам свою культуру, язык, политическое устройство и т.д., чтобы лишить нас своей идентичности.

Так имеет ли место кризис нашего национального самосознания, или это лишь отдельные кризисные явления, характерные для любого этапа исторического развития нации? Все-таки хочется надеяться, что системным кризисом происходящие явления назвать нельзя, ибо при всей схожести, например, дореволюционных событий начала 20 века в России и событий сегодняшних дней есть значительные отличия. И сейчас, на мой взгляд, в обществе существует некий запрос на то, что нас объединяет как нацию, как сказал наш Президент, на «духовные скрепы». У нас есть гордость за тяжёлый, но героический путь, пройденный великим русским народом через тернии исторических испытаний, выпавших на его долю. И у нас есть наша древняя, православная вера, наша Церковь. Вот именно это всё не даёт ещё русским людям утерять свою русскость, свой нравственный стержень и является маяком для нации среди бушующего моря современных страстей и соблазнов. Таким образом, у России есть шанс на возрождение. Однако, для того чтобы этот шанс воплотился в жизнь, нам нужная новая общенациональная идея, способная сплотить народ в единое целое. Основаниями, на которых будет покоиться эта идея, должны служить глубинные чаяния русского, государствообразующего народа, сплачивающего все народы и народности России в единую русскую нацию, а также культурные, духовные, нравственные устои русского культурно-исторического типа, определяемые неповторимым своеобразием его самобытных народных начал.
30.01.2018

Руслан Рукавицын





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта