Татьяна ОКУЛОВА. Фото автора и из архива Д.Д.Ивашкина.: Слиток золота (21.12.2012)
Дмитрий Дмитриевич Ивашкин в тресте «Гидромонтаж» человек известный. Это не удивительно - на предприятии он работает с 1959 года. Должность у него хитрая - советник генерального директора. На первый взгляд, работа не пыльная. Если не знать, что Дим Димыч - советник и исполнитель в одном лице: утром посоветовал, днём организовал, вечером - дело сделано. Дело у него всегда на первом месте, ради дела удлиняется рабочая неделя, растягивается рабочий день. Из года в год, на любой должности, там, куда направят.
Начинал Д.Д.Ивашкин в Ангарске на строительстве системы водоснабжения завода по производству тяжёлой воды (электролизного химического комбината). Прибыл туда в сентябре 1959 года на поезде. Встретили, привезли на завод. К концу дня появился на пороге майор в полинявшей гимнастерке, почти белого цвета, с «рассолами» на спине и с обветренными губами.- Я - начальник треста, Кузнецов Яков Андреевич, а ты?
- А я - Ивашкин Дмитрий Дмитриевич.
- Ну, хорошо, давай мы тебя коротко будем звать ДимДимыч, ты не возражаешь?
Ивашкин не возражал, и с лёгкой руки Я.А.Кузнецова его и сейчас зовут так же, иногда заменяя на ласковое и уважительное «дед».
После трудной напряжённой зимы в Ангарске - с морозами и резиновыми сапогами, плывунами и бетоном, круглосуточным дежурством и строгим контролем - лето в Навои!
Гидроузел Навоинской ГРЭС - береговая плотина длиной почти полтора километра, водосливная плотина с тремя пролётами, береговой водозабор, каналы - подводящий и сбросной, циркуляционные водоводы и насосная станция.
Жили инженеры и прорабы в бараках, бытовые условия были ужасные: «Придёшь с работы, нечем помыться. Вдоль дорог были прорыты арыки, в них текла вода с гор, несла арбузные корки и прочий мусор. Делать нечего: закрываешь глаза, сядешь в этот арык, водой тебя обдаст - вот и вся помывка». Эта проблема была решена, когда перекрыли Зарафшан.
Перекрытие делали методом направленного взрыва. Никто не объявлял об этом местному на-селению, но, откуда ни возьмись, приехали старики-узбеки и расселись на берегу, человек, наверное, сто. Дмитрий Дмитриевич пошёл их уговаривать. К одному подходит - тот молчит, лупает глазами, делает вид, что не понимает. Хорошо, что на стройке был прораб из Намангана. Он с каждым в отдельности поговорил, и они метров на пятьдесят отошли. Взрыв состоялся, и вода пошла на ГРЭС и в город.
О следующей стройке - водоводе Или-Чиганак, что в Казахстане, Ивашкин рассказывает кратко: «Такие же тяжёлые условия, только не пески, а скальные грунты. С ними мы боролись просто: перфоратором бурили скважины, укладывали туда лёгкий заряд и взрывали. Водовод сделали быстро, хоть была зима, мороз жуткий!..»
В конце 1963 года Дмитрия Дмитриевича из Южного Казахстана направляют в Селятино в трест «Гидромонтаж», в отдел главного технолога. К этому времени он уже был женат. Свою Людмилу Ивановну встретил в Навои. Её отец работал на строительстве ЛЭП Навои-Учкудук, жизнь в бараках и вагончиках была для неё привычной.
В посёлке Селятино тогда было всего десять домов, в том числе жилые (с третьего по десятый). Первым проектом Ивашкина было мазутохранилище. Котельной ещё не было, дома отапливались дровяными плитами. Кузнецов принял решение купить паровоз и топить его мазутом. Запроектировали мазутохранилище, от него подали трубопровод к паровозу. Паровоз был пассажирский, зелёного цвета, серии ОВ («овечка»), стоял недалеко от станции рядом с МСУ- 28. Первые год-полтора тепло шло от паровоза, и посёлок жил. В 1966 ввели котельную на пять котлов, потом насосную станцию и другие жизненно необходимые объекты.
В небольшом очерке невозможно перечислить все проекты, в которых участвовал Д.Д.Ивашкин.
Много раз ему приходилось выезжать в длительные командировки не только на строительство «своих» объектов, но и на заводы - производители оборудования. В то же время нельзя было упускать из вида и селятинские объекты. Отдел главного технолога, где трудился Дмитрий Дмитриевич, решал вопросы технологии производства работ в «узких» местах, вопросы техники безопасности и экономики.
Одним из серьёзных и ответственных дел было строительство водовода Аму-Дарья - Мурунтау, где развернулось строительство золотодобывающего комбината. Водовод длиной почти триста километров и сечением почти в человеческий рост надо было построить за год. Проблем с его строительством было немало: и с выбором техники, и с доставкой труб на трассу, и даже с изоляцией, но главная трудность была в том, что практически вся трасса шла через барханы. Причём не маленькие - до 30 метров в длину и высотой столько же.
В итоге остановились на нашем отечественном экскаваторе с обратной лопатой Э-652 и этот «трудяга» доверие оправдал. Подсчёты на ЭВМ показали 7 миллионов кубометров выемки грунта. Трубы на трассу поставлялись укрупнённые в плети, каждая весила порядка 11-12 тонн, с этим отлично справились КрАЗы и УРАЛы. Проблему укрупнения плетей решали сами, шли путем рационализаторских решений. Потолочный шов в нижнем положении - это всегда брак. Чтобы его избежать, сделали специальный стенд.
Ивашкину пришлось помотаться по стране: летал в Чарджоу к газовикам, на Шерабадский канал и другие среднеазиатские стройки, на Харцызский и Челябинский трубные заводы, не говоря о самой стройке.
После окончания строительства комбината несколько человек получили награды, которые им вручал лично министр среднего машиностроения Е.П.Славский. От «Гидромонтажа» орденом Трудового Красного Знамени наградили Я.А.Кузнецова и Р.О.Ханянца, Д.Д.Ивашкина - орденом Знак Почёта. В Навои была созвана конференция, куда его пригласили как представителя монтажной организации. Там он даже подержал в руках слиток золота.
В 1970 году специальным заданием ЦК КПСС тресту поручили построить теплофикационный туннель через канал Волга-Москва для отопления Химок и завода «Энергомаш», проект производства работ был разработан Д.Д.Ивашкиным. Эксплуатационщики канала могли дать «окно» только на три часа. Диаметр туннеля был равен 2,7 метра, ширина канала - около 200 метров. Решение было найдено: на опытном за-воде катали трубы, вывозили их на берег канала и там собирали в общую трубу вдоль течения канала. Челночным способом разработали траншею, водолазы почистили дно. Когда настали эти три часа, то трубу с помощью катеров развернули поперёк канала и опустили на дно. И сделали это даже раньше отпущенного времени.
Очень интересным и сложным был проект насосной станции для Байкальского комбината. Там надо было добраться до физически чистой воды, которая находится на глубине 60 метров. Вспоминая об этом, Дмитрий Дмитриевич объясняет, что рыть котлован было бессмысленно, поскольку берега Байкала - сплошной галечник, и вода - что на поверхности, что в котловане - была бы одинаковой. Качать тоже невозможно: такие насосы нужны, что проще из Байкала всю воду выкачать. Пришлось на берегу изготовить стальной «стакан» диаметром 12 метров, по стапелю спустить его в воду и закрепить якорями. По мере бетонирования он опускался в своё проектное положение. Водолазы сначала подготовили основание, потом проверили вертикальность стен и смонтировали насосное оборудование. Из этого «стакана» шла глубоководная водозаборная труба диаметром тысяча миллиметров на глубину 60 метров. Наибольшей сложностью для водолазов стала установка оголовка на такой глубине. Впервые в СССР гражданские водолазы спускались на такую глубину. Военные моряки опускались до ста метров, но это совсем другое дело.
Одной из последних работ Д.Д.Ивашкина в отделе главного технолога был проект подачи воды из реки Аргунь в город Краснокаменск и к урановым рудникам. Для этого надо было построить насосные станции, водозабор и трубопровод. Главная проблема была даже не в том, что ставилась задача сделать это скрытно от китайцев (по фарватеру Аргуни проходит государственная граница с Китаем), а в расхождении проектных заключений по грунтовым водам. На начальной стадии проекта заключение было - грунтовые воды отсутствуют. А в действительности они начинаются на глубине полтора метра от поверхности земли. Это требовало применения насосов большой мощности. На рабочем совещании заместитель министра П.К.Георгиевский даже обвинил трест «Гидромонтаж» в «инженерном бандитизме». Проектировщики признали свою ошибку, правда восторжествовала, но понервничать всем пришлось изрядно.
С 1971 года Дмитрия Дмитриевича перевели в отдел капитального строительства. Здесь он всецело сосредоточился на проблемах посёлка Селятино. Можно без преувеличения сказать, что если руководители треста были «отцами» посёлка, то Ивашкин был его «мамкой и нянькой». Всё время что-то строилось, как правило, в работе было сразу несколько объектов.
Начинать пришлось практически с нуля, с проектно-сметной документации и строительства завода ЖБИ.
Не раз приходилось рисковать, переделывать проекты, убеждать начальство, смежников, проектировщиков. Так было с детским садом. Заведующие детскими садами критиковали и даже ругали строителей: оба детских сада плохие, тесные, комнаты маленькие. Причина была в том, что завод ЖБИ выпускал только 6-метровые плиты, а проектирование тогда велось по техническим условиям поставки материала. Ивашкин выбрал проект, где плиты и перекрытия были 9-метровые, хоть знал, что ближайший завод-изготовитель находился в Глазове. Чтобы решить этот вопрос, он «проскользнул» в кабинет к самому П.К.Георгиевскому! Детский сад получился просторным, и следующий, на 320 мест, тоже, а позже был реконструирован и детский сад около «Орбиты».
Конечно, без помощи и поддержки «сверху» не обходилось. Добрым словом Дмитрий Дмитриевич вспоминает не только руководство треста и министерства, но и Г.Г.Гоциридзе, главного архитектора Московской области, Героя Советского Союза. По генплану вдоль Киевской трассы были предложены пятиэтажные дома, совершенно невыразительные. Гоциридзе назвал этот план «убожеством» и предложил строить там высотные дома. С ними было немало проблем, в том числе с пожарными, но «зрительную» задачу они решили. Позже перешли на другую серию, на 9-этажки.
От Г.Г.Гоциридзе исходила также идея, выраженная в виде просьбы, построить у Киевского шоссе ресторан, чтобы «могли члены правительства по пути заехать, отдохнуть». Заказчиком был Райпотребсоюз. В 1974 году «Дубрава» была построена. Единственным слабым местом её были «ноги» из дерева, которое поставил Дмитровский деревообрабатывающий завод. Через 20 лет они сгнили. Во время капитального ремонта в 1994 году их заменили. Имитация дерева есть, но каркас стальной.
Ежегодно по посёлку в среднем строителями осваивалось 5 миллионов рублей. Если перевести на сегодняшние показатели, то надо умножать на сто. Работу усложняли внеплановые (и, как правило, внезапные) стройки по просьбе руководства Наро-Фоминского района и области. На своих объектах «Гидромонтаж» тщательно выполнял инженерную проработку, а проекты совхозных ферм были сырые, стройки надо было вести без подготовки. Одним из успешных и известных проектов было строительство в 1976 году коттеджного посёлка в совхозе «Нара», первого, наверно, в Советском Союзе (на фото). Туда даже A.Н.Косыгин приезжал.
При непосредственном участии Д.Д.Ивашкина строились и промышленные объекты. Самым сложным был «Опытный завод». По существу, был разработан проект нового завода. К единственному существовавшему в 1972 году пятипролётному блоку цехов добавились: заготовительных цех с двумя 24-метровыми пролётами, закрытый склад металла, эстакада готовой продукции, а позже - ремонтный цех строймеханизмов, тоже с пролётом на 24 метра.
Ни дня без стройки - такой жизнью, напряжённой и беспокойной, живёт Дмитрий Дмитриевич Ивашкин и благодарит судьбу за надёжный тыл - жену, которая все домашние заботы взяла на себя. Она очень вкусно готовит, заботится о здоровье мужа, создаёт семейный уют (в квартире в одном из первых домов посёлка). Ивашкины вырастили дочь и сына, а те подарили им троих внуков. Младшее поколение семьи гордится дедом - ветераном атомной отрасли страны.
Кроме ордена Знак Почёта Д.Д.Ивашкин награждён несколькими медалями, в том числе «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения B.И.Ленина», «300 лет Российскому флоту», «В память 850-летия Москвы».
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Татьяна ОКУЛОВА. Фото автора и из архива Д.Д.Ивашкина.

