Анна Седова, Андрей Кобяков: Статистику закрыли, но людям все равно не хватает средств на самое необходимое (Россия: Доходы населения) (11.04.2019)
Более половины россиян не удовлетворены размером получаемых доходов. Такие данные содержатся в свежем выпуске «Мониторинга социального-экономического положения и самочувствия населения», который ежемесячно готовит РАНХиГС.
В связи с тем, что Росстат решил выпускать данные о реальных доходах и расходах населения не раз в месяц, а раз в квартал, исследования РАНХиГС, а также Центрального банка и самого Росстата об экономическом самочувствии населения стали едва ли не главным показателем, по которому можно определить уровень благосостояния россиян.
По данным опросов Росстата и ЦБ, потребительские ожидания граждан в первом квартале 2019 года немного улучшились. Например, индекс потребительской уверенности подрос на один процент — с минут 17% до минут 16%. Однако это улучшение в рамках статистический погрешности объясняется ожиданиями изменений в личном благосостоянии и экономике страны через год.В связи с тем, что Росстат решил выпускать данные о реальных доходах и расходах населения не раз в месяц, а раз в квартал, исследования РАНХиГС, а также Центрального банка и самого Росстата об экономическом самочувствии населения стали едва ли не главным показателем, по которому можно определить уровень благосостояния россиян.
В то же время, по данным Росстата, в первом квартале 2019 года снижались оценки гражданами условий как для крупных покупок, так и для сбережений, даже несмотря на рост депозитных ставок.
«На низкий уровень потребительской активности указывает баланс ответов на вопрос о том, как лучше распоряжаться свободными деньгами: покупка дорогостоящих товаров упоминается значительно реже, чем годом ранее», — отмечается и в мартовском докладе об инфляционных ожиданиях и потребительских настроениях ЦБ.
Это неудивительно, учитывая, что по исследованию удовлетворенностью жизнью, которое РАНХиГС в марте провел впервые, 50,4% россиян абсолютно не довольны своими доходами. Еще 38,7% удовлетворены ими только частично. Можно было бы сказать, что «удовлетворенность доходами» — понятие относительное, и человеку может быть мало и 150 тысяч в месяц, однако почти 50% россиян также абсолютно не удовлетворены возможностью оплаты медицинских услуг и образования (49,5% и 49,8% соответственно). 36,9% и 35,9% лишь частично удовлетворены по этому показателю.
В целом же только 14,3% населения оценили своей уровень интегральной удовлетворенности различными сторонами жизни, как высокий. Еще 20,2% довольны жизнью выше среднего.
27,1% россиян считают, что их удовлетворенность жизнью находится на среднем уровне, 25,2% - ниже среднего, а 13,2% дали низкую оценку этому показателю.
Низкий уровень доходов не позволяет большому числу граждан выбраться из тяжелой экономической ситуации. Например, только 12,9% россиян смогли за последние пять лет оплачивать образовательные услуги, которые позволили бы повысить квалификацию и, соответственно, получать большую оплату труда. Зато для 80,7% основной формой адаптации к изменениям в экономике стало сокращение расходов. То есть граждане банально вынуждены экономить на большей части товаров и услуг.
Еще 35% россиян искали приработки или меняли работу (16,6% год назад), 38,6% вынуждены были тратить сбережения, 29,5% брали кредиты, 32,7% занимали деньги, 44,1% использовали личное подсобное хозяйство. Только 9,8% делали банковские вклады, покупали валюту и ценные бумаги. Годом ранее это могли себе позволить 20,2% граждан.
Не лучшим образом россияне оценивают и перспективы развития экономики страны. Наибольшая по численности группа (39%) полагает, что в будущем ничего не будет меняться, и в то же время примерно равные по численности группы ожидают изменений к лучшему (24,6%) и к худшему (25,3%)
В марте 2019-го наиболее значительная группа опрошенных (42,8%) посчитала, что заметных изменений экономической ситуации не произошло, при этом 35,3% увидели ухудшения, а значительно меньшая доля (18,6%) — улучшения.
Эти свежие данные дополняют другие статистические публикации, например, вышедшее на прошлой неделе исследование Росстата о том, что треть россиян не может позволить себе покупать по две пары качественной обуви на сезон. Эта статистика так удивила пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, что Росстату даже пришлось пояснять ему, что значат эти данные.
Не исключено, что и такие исследования в скором времени перестанут публиковать, чтобы лишний раз не нервировать население. Однако, как считает председатель правления Института динамического консерватизма, экономист Андрей Кобяков, реально располагаемые доходы продолжают падать, и люди это чувствуют, даже если не называть им конкретные цифры.
— Удовлетворенность — понятие не конкретное, поэтому его можно будет интерпретировать только после того, как подобное исследование будет проводиться определенный период времени. Тогда можно будет сравнивать эти цифры с аналогичными показателями прошлых месяцев, и увидеть определенную динамику. Без этого сложно что-то сказать, потому что, как гласит русская поговорка, кому жемчуг мелкий, а кому щи пустые.
Но если говорить о конкретике, а именно о реально располагаемых доходах населения, они, конечно же, продолжают падать. Скажу больше, именно поэтому Росстат перестал их публиковать, и в этом нет уже никаких сомнений.
Это скандальная ситуация. После того, как в декабре премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью четырем телеканалам, выступая перед всей страной, заявил, что у нас впервые за пять лет начали расти доходы, Росстат опубликовал данные, что доходы продолжают падать. Более того, эта публикация вышла накануне ежегодного телеобращения президента.
В эти цифры никто не верит. Таких чудес в экономике не бывает.
Вслед за этим Росстат заявил, что больше не будет публиковать ежемесячную статистику по доходам, потому что нужно срочно пересматривать методику. Но почему пока ее пересматривают нельзя продолжать публиковать ее по старым расчетам? Видимо, данные настолько скандальные, что нужно было срочно закрыть статистику и за это время найти такую методику, с помощью которой нам покажут, что за пять лет у нас доходы не падали, а даже росли. Уверен, что мы с вами уже скоро это увидим.
— Почему вы убеждены в том, что реальные доходы продолжают падать?
— Давайте возьмем прошлый год. Перед президентскими выборами сумасшедшим образом повышались зарплаты бюджетникам, но, несмотря на это, реально располагаемые доходы продолжали падать. Это связано с тем, что последние годы люди поддерживали свой потребительский уровень путем увеличения займов.
Это кредитная экспансия. Так как процентная ставка падала в связи со снижением ставки ЦБ, кредиты стали брать еще больше. Именно эта закредитованность позволяла выводить в какой-то плюс темпы роста розничной торговли, хоть и незначительный. ЦБ также фиксировал рекордное количество выданных кредитов.
А теперь давайте посмотрим, что происходит в этом году. Темпы роста реальных зарплат практически приблизились к нулю. Если посмотреть на прошлый год, когда темпы роста в некоторые периоды подбирались к 11%, а сейчас они на уровне 1−2%, то и считайте, что примерно на столько процентных пунктов должны были упасть реальные располагаемые доходы. Речь идет о падении не на 1−2%, а, может, на все 5%.
Такая картинка стала бы видна населению, если бы руководство Росстата не закрыло всю эту статистическую кухню. Это напоминает времена брежневского застоя. Когда начала расти младенческая смертность, эту статистику просто закрыли на несколько лет и перестали публиковать.
— То есть причина падения доходов в закредитованности населения?
— Да, это и инфляция — основные причины, но есть и другие. Например, в реальных доходах есть такая составляющая, как доходы от предпринимательской деятельности. Мы прекрасно знаем, что малый, да и средний бизнес в последние годы находится в ужасающем положении. У среднего бизнеса падает маржинальность, а малый просто закрывается. Это тоже вносит свой вклад.
Но на кредитную нагрузку приходится еще больше доля падения. Дело в том, что когда у вас растет кредит, вам нужно его обслуживать. Вы должны отдавать по нему проценты, долго выплачивать его тело. И чем больше долговая нагрузка, тем больше средств вычитается из реальных располагаемых доходов. Они не случайно называются «располагаемыми». Финансово человек может и получает эти деньги, но они не остаются для конечного использования, потому что, с одной стороны, их съедает инфляция, а с другой — приходится серьезную долю платить по кредитам.
Статистка по задолженности населения у нас уже достаточно серьезная. И дело не только в том, какой объем ВВП она занимает. Сравнивать нас с США некорректно, ведь там стоимость той же ипотеки — несколько процентных пунктов, а у нас — 12% и выше. Поэтому при меньшей доле долговой нагрузки ее обслуживание оказывается гораздо более тягостным, чем в тех же США.
— Как сейчас определять уровень доходов, по опосредованным исследованиям вроде недавней публикации о том, могут ли россияне позволить себе обувь?
— Она, кстати, тоже вызвала скандал. Пришлось Росстату объяснять нерадивым чиновникам в Кремле, как это так получается, что россиянам не хватает денег на то, чтобы купить две пары обуви. Но за кремлевской стеной другие преставления о жизни.
Тем не менее, это самое объективное исследование, которое только возможно. Это статистика, которая собирается и анализируется профессионалами Росстата. Более того, это исследование проводится не первый год, и там-то как раз можно сравнивать.
Эта цифра просто пугает, и неудивительно, что эту тему стараются не поднимать. За последний год рейтинг Владимира Путина упал почти в два раза, а рейтинг остальных ветвей власти лежит где-то на дне. Эта ситуация не только печальная, но и опасная.
Теперь мы будем изображать движение, как в анекдоте про Брежнева, когда поезд остановился, поэтому занавесили окна и начали раскачивать вагон, подпрыгивая на сидениях.
— Ситуация опасная в плане роста протестных настроений?
— Люди у нас, конечно, терпеливые, но у нас нет плавного роста социальной напряженности. Он происходит экспоненциально, обрывом. Недовольство накапливается-накапливается, а потом люди начинают выходить на улицы и перекрывать движение или еще чего похуже. Все мы знаем фразу про русский бунт, бессмысленный и беспощадный. Поэтому, конечно, это опасная ситуация.
Тем более что она может быть использована и внешними агентами. В таких обстоятельствах происходили цветные революции и прочие негативные события.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Анна Седова, Андрей Кобяков