Трагедия Западного фронта и его командующего генерала армии Павлова Д.Г. (12.04.2013)

Около 72-х лет прошло с трагической даты 22 июня 1941 года, когда войска гитлеровской Германии вторглись на территорию нашей страны. Начальный период Великой Отечественной войны был особенно жестоким для советского народа и его армии.

Многие боевые командиры, участвовавшие в боях в Испании, на оз. Хасан, на Халхин-Голе, в Финской кампании, проявившие личную отвагу, умело руководившие боем небольших подразделений войск, оказались не в состоянии управлять большими массами людей. Сложная военная и политическая обстановка, действие объективных и субъективных факторов, снижавших боеготовность войск, находившихся на передовых рубежах обороны, нашли отражение в публикуемых материалах уголовного дела на Героя Советского Союза генерала армии Д. Г. Павлова, занимавшего пост командующего Западным фронтом в первые дни войны, и трех генерал-майоров — начальника штаба фронта В. Е. Климовских, начальника связи штаба фронта А. Т. Григорьева и командующего 4-й армией А. А. Коробкова. Материалы содержат данные об уровне и стиле руководства со стороны Верховного командования и Наркомата обороны командующими фронтов перед началом войны и в первые дни войны, а также о развитии боевых действий на Западном фронте и другие малоизвестные сведения. Этими документами являются спецсообщение Третьего управления НКО, разосланное Г. М. Маленкову, Л. П. Берии, Г. К. Жукову, по поводу ареста командующего 4-й армией А.А. Коробкова, три протокола допроса Д. Г. Павлова, протокол судебного заседания Военной коллегии Верховного суда СССР под председательством В. В. Ульриха, рассматривавшей дело по обвинению Павлова и трех подчиненных ему генералов, и приговор по этому делу, согласно которому все четыре советских военачальника были расстреляны.

Главный обвиняемый по делу — 44-летний генерал армии Герой Советского Союза Д.Г. Павлов, получивший это звание за подвиги на полях сражений во время гражданской войны в Испании, а в начале 30-х годов командовавший полком, затем бригадой. После возвращения из Испании, в период массовой чистки армии, незадолго до войны выдвигается на должность командующего Западным Особым военным округом, а с началом войны — Западным фронтом. Именно против Западного фронта наносился главный удар гитлеровского вермахта, нацеленный на Москву.

В показаниях Д. Г. Павлов рассказывает о своих переговорах по телефону с наркомом обороны С.К. Тимошенко в ночь на 22 июня 1941 г. Характерно, что за три часа до начала войны, уже после того как в войска была направлена директива, ориентирующая на военное нападение, нарком обороны лишь поинтересовался, спокойно ли на границе. В ответ на доклад Павлова об усиленном движении германских войск, о снятии немцами на отдельных участках границы проволочных заграждений нарком обороны порекомендовал Павлову сохранять спокойствие и, если случится что-то неприятное, ни в коей мере не поддаваться на провокацию. «Если будут отдельные провокации — позвоните». Такими словами, по заявлению Д. Г. Павлова, нарком закончил разговор с ним.

И это неудивительно. Даже такой опытный военачальник, как Тимошенко, неоднократно просивший Сталина о принятии подготовительных мер, когда уже и ему было ясно, что война вот-вот начнется, строго следует сталинским указаниям не поддаваться на провокации. Какие оборонительные меры приняты Павловым, выслушивается им без комментариев. Павлову не дается никаких конкретных распоряжений, за исключением указания собрать штаб «на всякий случай» и не паниковать. Д. Г. Павлов вызвал к аппарату ВЧ всех командующих армиями и распорядился привести войска в боевую готовность и занять сооружения боевого тыла, в том числе и не завершенные строительством железобетонные укрепления.

Командующие армиями доложили Павлову, что войска находятся в состоянии боевой готовности на местах, где им положено быть по плану боевого развертывания. Павлов особо подчеркнул командующему 4-й армии необходимость вывести на боевые позиции войска Брестского гарнизона. В 3 часа 30 мин. Павлов вновь разговаривал с наркомом, доложил, что обстановка без изменения и что он дал указания, вопреки распоряжению командующего ВВС страны, заправить самолеты бензином и поставить на неисправные самолеты моторы из неприкосновенного запаса. Спустя несколько минут по поступлении информации о нападении немецких войск она была передана Павловым Тимошенко, и тот отдал указание «действовать по обстановке».

В первые же часы войны противником были нарушены линии связи штаба фронта с армиями. Павлов оказался изолированным от войск. Часть его приказов выполнена не была.Регулярные войска, направленные на боевые позиции Брестского гарнизона, были разгромлены. О судьбе гарнизона Брестской крепости Павлов какой-либо информацией не располагал. Показания Павлова проливают некоторый свет на обстоятельства, почему героическую оборону Брестской крепости на протяжении многих дней держал гарнизон, составленный из остатков разгромленных при выходе на боевые позиции дивизий.

На следствии от Павлова требовали подтверждения его участия в военном заговоре, того, что он якобы преднамеренно открыл фронт немцам, чем совершил изменническое деяние.

На суде Павлов отказался от самооговора, к которому его вынуждали следователи, и осужден был за воинские преступления, которые привели к поражению войск Западного фронта.

24 июля 1957 г. генеральный прокурор СССР Р. А. Руденко утвердил и направил в Военную коллегию Верховного суда СССР заключение (в порядке статьи 378 УПК РСФСР) по делу Павлова Д. Г. и вышеуказанных военачальников Западного фронта, в котором предлагалось приговор Военной коллегии Верховного суда СССР от 22 июля 1941 г. в отношении Павлова Д. Г., Климовских В. Е., Григорьева А. Т. и Коробкова А. А. отменить, а уголовные дела в отношении поименованных лиц за отсутствием в их действиях состава преступления дальнейшим производством прекратить.

Военная коллегия Верховного суда Союза ССР определением №4п-09510/57 от 31 июля 1957 г., рассмотрев материалы дела на Павлова Д. Г. и других, нашла заключение генерального прокурора СССР обоснованным и определила: приговор Военной коллегии Верховного суда СССР от 22 июля 1941 г. в отношении Павлова Д. Г. и других отменить по вновь открывшимся обстоятельствам и дело на них производством прекратить за отсутствием состава преступления.

По материалам книги Владимира Ямпольского «Уничтожить Россию весной 1941 г.» , документы спецслужб СССР и Германии 1937-1945 гг.

/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Статья опубликована в номере от 12.04.2013







Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта