Михаил Мельников: Транспортные льготы для подмосковных пенсионеров: подачка к выборам губернатора? (06.08.2018)

На фоне сокращения социальных программ в регионах очередной подарок жителям московской агломерации выглядит несвоевременным вызовом.
С 1 августа 2018 года подавляющее большинство пенсионеров Москвы и Московской области получили право на бесплатный проезд в пригородных поездах. С 1 сентября подмосковным пенсионерам вернут также право бесплатного проезда в московском общественном транспорте. Соответствующее соглашение заключено между правительствами столицы и области.

Из истории вопроса

Отметим, что соглашение не долгосрочное – оно будет действовать до 2020 года. За это время власти поймут, насколько серьезна новая нагрузка на бюджеты, и, возможно, подкорректируют какие-то нюансы. Не исключено, что бесплатный проезд частично отменят, а вернут его перед очередными выборами.

Звучит цинично, но ведь именно так и произошло в Московской области. Анонсируя радостную новость, власти региона забыли упомянуть, что подмосковные пенсионеры и раньше много лет бесплатно ездили на городском транспорте в Москве – пока правительство области в августе 2015 года не отменило эту норму, мотивируя свое решение отсутствием в бюджете средств (сперва говорилось о 2,5 млрд рублей в год, потом о 3,8 млрд).

"Конечно, есть те, кто недоволен и весьма эмоционально высказывается, но я чувствую – по письмам, по диалогу, – что понимание мы нашли", – говорил тогда губернатор Андрей Воробьев.

Сэкономленные средства (которых якобы просто не было) он пообещал направить на строительство школ. Что ж, дело благое: из-за бесконтрольной застройки Московская область стала Меккой для мигрантов самого разного пошиба. И их детей действительно надо где-то учить, адаптировать их к российской жизни. Если мы не ассимилируем мигрантов, они ассимилируют нас.
Но вернемся к бесплатному проезду. Теперь он возвращается. Более чем за 4 млрд рублей в год.

Предоставление льготы по проезду на пригородных поездах неплохо организовано в Москве и отвратительно в Подмосковье. Сотрудники железной дороги отказываются предоставлять бесплатный проезд многим жителям области, так как не поступили сведения от органов социальной защиты: «Приходите после 15 августа». Судя по всему, дело в периоде отпусков, из-за которого неповоротливые ведомства не успели наладить должное взаимодействие.

Но нет сомнений, что в скором будущем механизм все же заработает. К радости пенсионеров московского региона и к некоторому раздражению их «коллег» из «остальной России».

Ведь в 2016-17 годах многие российские регионы начали потихоньку урезать льготы для пенсионеров.

Российская реальность

Самарские власти отобрали у пенсионеров ежемесячную доплату в 270 рублей на транспортные расходы. А заодно и аннулировали всеобщую «ветеранскую» надбавку под предлогом перехода к «адресности» льгот.

Бесплатный проезд пенсионеров на хабаровском общественном транспорте отменен еще в 2015 году. Вместо этого пенсионерам предлагали выбор: проездной билет или компенсацию в размере аж 100 рублей. Теперь выплаты подняли до 310-440 рублей, но выдачу проездных отменили, а на эти деньги «единый» билет не купить.

Интересной инициативой воронежских властей был когда-то «Народный маршрут» – бесплатные автобусы для пенсионеров и молодежи. Увы, после 13 лет существования удобного проекта его свернули: проезд на этих автобусах стал таким же, как и на другом общественном транспорте города, без всяких льгот.

Интересно поступили в Алтайском крае – раньше там можно было получать целый набор льгот по разным категориям (скажем, можно было одновременно быть ветераном труда и тружеником тыла), теперь же только одну, по выбору.

Во исполнение инициатив Международного валютного фонда власти Омской области перешли на адресную поддержку пенсионеров: ежемесячная доплата в 512 рублей теперь достается только тем ветеранам труда, которые признаны малоимущими (вообще, сочетание «малоимущий ветеран труда» – позорный оксюморон).

Власти богатого Екатеринбурга существенно сократили льготы на проезд пенсионеров в общественном транспорте.

Конечно, кое-где льготы, наоборот, растут. Скажем, в Красноярском крае через 72 года после Победы устроили аттракцион невиданной щедрости: «дети войны» теперь к каждому 9 Мая получают дополнительно к пенсии одну тысячу рублей. Что ж, там примерно 140 тысяч человек, родившихся между 1927 и 1945 годами (каждый 20-й житель края). Для местного бюджета чувствительны и расходы в 140 миллионов, хотя московские чиновники сочли бы эту сумму копеечной.

Что же получается? Мы привыкли к общему неравенству в стране, к высокому децильному коэффициенту, но все более очевидным становится, что и некоторые пенсионеры в России «равнее, чем другие».

Справедливо. Или нет?

Минимальная пенсия в Москве составляет 17 500 руб. в месяц (для неработающих пенсионеров со стажем проживания в Москве более 10 лет). Это третий показатель в России после Чукотского (20 944 руб.) и Ненецкого (18 199 руб.) автономных округов, где совершенно запредельные цены на питание. Для сравнения, в Московской области минимальная пенсия – всего 9 527 рублей, при этом расходы на коммунальные услуги здесь выше, чем в Москве, а льгот меньше. Самая маленькая минимальная пенсия – в Курской области, 7 044 рубля. При этом цены в супермаркетах здесь примерно такие же, как и в Москве: израильскому картофелю и «белорусской» селедке все равно, в каком регионе их продают, если это, конечно, не Чукотка. Но именно в столице пенсия индексируется чаще и выше, чем по федеральным нормам.

Московские власти утверждают, что они создали город-донор, который кормит и себя, и другие регионы. Это по-своему верно. Если мы посмотрим на структуру российского ВВП, то увидим, что там доминируют отрасли, широко представленные именно в Москве. Это:

⦁ операции с недвижимостью (1-е место среди отраслей по вкладу в ВВП);
⦁ оптовая и розничная торговля (2-е);
⦁ государственное управление (5-е);
⦁ транспорт и связь (6-е).

Более того, основные доходы от 3-й и 4-й по вкладу в ВВП отраслей – обрабатывающих производств и добычи полезных ископаемых – также стекаются в Москву, где расположены управляющие компании подавляющего большинства крупных промышленных корпораций. Так что столица, безусловно, может позволить своим пенсионерам пожить хотя бы не в нищете, и это стремление московских властей можно только приветствовать.

Любовь к Москве

О справедливости можно спорить, но вот целесообразности, государевой пользы в этом ни на грош. Новыми благами для столичных пенсионеров мы лишний раз стимулируем людей бросать насиженные места, продавать свое нехитрое имущество в Сахалинской, Свердловской, тем более Курской области и переезжать в Москву.

Активная рекламная кампания, сопровождающая новые возможности московских пенсионеров, – очередной удар по единству России, очередное полешко в и без того сухую поленницу заклятой дружбы между столицей и страной. Посмотрите, например, запись чата возле видеоматериала Юрия Пронько о пенсионной реформе: первые полчаса все спокойно, но как только на 31-32 минутах всплывает тема Москвы, чат буквально взрывается ненавистью и завистью. И назвать их безосновательными – значит не понимать, насколько далеко зашло дело.

Выравнивание уровня жизни по России – одна из стратегических задач страны. Конечно, не надо начинать этот процесс с удара по богатым регионам, но когда разрыв между ними и остальными только нарастает, ни к чему хорошему это не приводит.

Если мы не можем найти деньги на обеспечение бесплатного проезда для всех пенсионеров, независимо от места проживания, значит, нам необходим новый налоговый маневр, новая идеология перераспределения национальных богатств между регионами. Ибо пока что все выглядит так, словно у матушки-России есть дети любимые и есть постылые. Причем постылых существенно больше.

Курск ничем не хуже Москвы, и куряне не должны быть людьми второго сорта рядом с москвичами.
06.08.2018

Михаил Мельников
Источник: https://tsargrad.tv/articles/transportnye-lgoty-dlja-stolichnyh-pensionerov-pir-vo-vremja-chumy_150947




Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта