София Сачивко: В Европе бензин подорожал на 3%, в России — на 23% (Россия: нефть) (23.05.2019)

Независимый топливный союз (НТС) предупредил о риске топливного кризиса. Соответствующее письмо было направлено вице-премьеру Дмитрию Козаку.
В НТС отметили, что с 15 апреля по 15 мая 2019 года оптовые цены на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой бирже (АО «СПбМТСБ») выросли на 23% на бензин марки Regular (АИ-92) и на 18,5% на Premium (АИ-95). Цена на летнее дизельное топливо выросла на 2,5%. Оптовая цена тонны 92-го бензина по состоянию на 15 мая 2019 года составила 49 079 руб или 36,6 руб. за литр, 95-го — 50 608 руб за тонну или 38,2 руб. за литр, летний дизель — 47 769 руб. за тонну или 39,8 руб/литр.

«С началом высокого сезона при довольно стабильных ценах на нефть оптовые цены на нефтепродукты стали стремительно расти, отыгрывая разницу по сравнению с индексом экспортной альтернативы — netback. В свою очередь, так называемая „заморозка“ розничных цен сохраняется. Рост оптовых цен съедает маржинальность топливной розницы. Оптово-розничная маржинальность по АИ-92 в среднем по России на сегодняшний день составляет 5 руб/литр, по АИ-95 и ДТ в районе 6 руб/литр. Учитывая логистические издержки, данный уровень оптово-розничной маржинальности уже приводит к однозначным убыткам предприятий нефтепродуктообеспечения», — говорится в сообщении НТС.

По мнению Дмитрия Козака, биржевые цены в России выросли вслед за мировыми, однако их уровень обеспечивает достаточную маржинальность для розницы.

«Все понимают и заботятся о том, чтобы составить максимальную маржинальность, которая была для розничного сегмента в феврале-марте, когда цены на моторное топливо и мировые, и наши биржевые были достаточно низкими», — сказал он, добавив, что этот вопрос не будет обсуждаться с нефтяными компаниями.

В числе причин роста цен в НТС называют сокращение объема производства, связанное с весенним ремонтом на НПЗ, рост экспортных поставок, а также роста спроса на внутреннем рынке при одновременном снижении его поставок.

В Союзе считают, что необходимо введение срочных мер для избежания резкого роста цен на бензин. В частности, в НТС предлагают отказаться от демпфирующего механизма в пользу снижения акциза на автомобильный бензин и дизельное топливо 5-го экологического класса не менее чем на 50%; установить плавающий коридор оптово-розничной маржинальности, повысить объемы реализации на бирже в высокий сезон.

Кроме того, в НТС считают необходимым разработать системную реформу нефтегазовой отрасли, провести либерализацию розничных цен, отменить акцизы на моторное топливо или кратно их снизить.
 
«У нас с Вами буквально месяц для принятия срочных оперативных мер иначе ситуация на топливном рынке может выйти из-под контроля, что чревато значительными социально-экономическими потрясениями для граждан России», — отметил президент Независимого топливного союза Павел Баженов.

Первый вице-президент Российского топливного союза Олег Ашихмин согласен с оценкой главы НТС и считает, что угроза повышения розничных цен на бензин и дизельное топливо реальна для российской экономики в силу объективной ситуации на нефтяном рынке.

«Основная причина сложившейся ситуации заключается в том, что сократились поставки нефти на российский топливный рынок, что автоматически влечет за собой повышение внутренних цен на бензин и дизель, поскольку создает дефицит», — пояснилон «Экономике сегодня».

Олег Ашихмин также считает, что правительство должно принять меры для насыщения внутреннего рынка нефтью и замещения вакуума, образовавшегося вследствие борьбы с некачественным топливом. В числе мер, по его мнению, может быть существенное снижение топливного акциза:

«Если снизить акциз, то нагрузка на наших нефтяников будет меньше, а отпускные цены позволят розничным АЗС работать в прибыль».

Исполнительный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора» (НААНС-МЕДИА), доцент кафедры международной коммерции РАНХ и ГС при президенте РФ, к.э.н. Тамара Сафонова в беседе с «СП» сообщила, что за последний месяц, по данным проведенного агентством мониторинга, цены на бензин на российском рынке выросли на 23%, а на европейском — на 3%

— Связано это со многими причинами. Во-первых, долгое время индекс экспортной альтернативы на бензин был значительно выше, чем цена на внутреннем рынке. По итогам за апрель это расхождение составило более 23 тысяч рублей за тонну. То есть, в течение нескольких месяцев с начала года, экспортировать бензин было значительно выгоднее, чем поставлять на внутренний рынок. Многие компании говорят о том, что они сегодня выполняют социальную функцию, потому что необходимо было выдерживать цены, ограниченные нормативными документами.

Долго такая ситуация продолжаться не может, предприятия не могут работать в убыток и, очевидно, что изменения на рынке должны были произойти. Даже если смотреть на компенсационный механизм, то компенсация по бензину составляет 5600 рублей за тонну, причем не каждый месяц (в январе-феврале их не было). Соответственно, учитывая большое расхождение между внутренней и экспортной ценой, такая компенсация составляет четверть от убыточности поставок на внутренний рынок.

«СП»: — Почему такая огромная разница в росте в России и в Европе?

— У нас много подводных камней, связанных с реализацией налогового маневра, с определенными ограничения, и это привело к такому дисбалансу на рынке.

«СП»: — Как это повлияет на цены на АЗС? Дефицит бензина возможен?

— На АЗС ситуация достаточно сложная. Когда независимые компании закупают сырье для поставок на АЗС, то многие делают это с определенным убытком, только чтобы поддержать в дееспособном состоянии сеть АЗС.

Я посмотрела статистику НТС, согласно которой маржинальность сети АЗС составляет 5−6 рублей за тонну. Очевидно, что при цене 40−50 тысяч рублей — это, конечно, какой-то минимум, и ситуация должна быть изменена: бизнес должен приносить доход, он не может находиться на грани убыточности и в зоне риска.

У нас сейчас уже около 17 НПЗ либо в стадии банкротства, либо уже банкроты.

Ситуация на рынке часто меняется. Когда правительство приняло решение об увеличении нормы производства на 3% относительно показателя 2017 года, то производство реально возросло. Но возросло и производство в соседних странах — Казахстане и Белоруссии. Соответственно, на евразийском рынке возник определенный профицит бензина, который подтолкнул к падению цен на него в течение первых четырех месяцев года.

Сейчас произошел рост цен на бензин. Это может быть связано со многими причинами, клубок взаимосвязанных проблем, в том числе с тем, что искусственно удерживались цены на внутреннем рынке, теперь произошел отскок. Вдобавок страна еще решает вопрос с загрязненной нефтью.

«СП»: - Какие меры можно и должно сейчас принять?

— Во-первых, надо отталкиваться от маржинальности. Демпфирующий механизм, система обратного акциза дает определенные привилегии, преимущества для компаний, которые имеют определенное региональное расположение. Причем непонятно, почему даны именно этим заводам, рядом есть заводы, которые их не имеют. Это создает определенный дисбаланс в получении льгот.

Кроме того, есть ограничения, которые призваны снизить цены для потребителей. Оптимальным является гибкий подход к применению акцизов. Тогда будет понятная, прозрачная система для улучшения инвестиционного климата, поддержки бизнеса, в том числе независимого. По итогам месяца должна формироваться отчетность предприятия, должны быть поощрительные коэффициенты, связанные с выработкой светлых нефтепродуктов.

В целом, должна учитываться общая маржинальность. Если завод выполняет все требования, которые определены соглашением по модернизации, по улучшению качества нефтепродуктов, то эта маржинальность должна стать основой.

У инвесторов должно быть ясное пониманием, что этот бизнес прибыльный, в него можно инвестировать. А сейчас, например, компания «Роснефть» сворачивает программу модернизации, сокращает предусмотренные на нее инвестиции.

Нет однозначного мнения в отношении реализации, есть определенные негативные мнения, которые изложены в СМИ такими крупными компаниями как «Роснефть», «Газпромнефть». Но буквально вчера появилось интервью представителя ЛУКОЙЛа, который подтверждает, что у них эффективность нефтепереработки растет.

В итоге получается, что если предприятие ориентировано на внутренние поставки, то по итогам первых четырех месяцев года явно видна их убыточность. Но если предприятие ориентировано на экспорт, находится вблизи экспортных терминалов, то есть не зависит от внутренний цены и корректирующих мер, то они получают хорошую маржинальность на фоне роста мировых цен на нефтепродукты. Они в шоколаде.

Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
23.05.2019

София Сачивко





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта