Мария Мазари: В Храме Христа Спасителя соятоялся первый большой съезд казачьих духовников (13.12.2013)
5 декабря 2013 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялся первый большой съезд казачьих духовников «Православие — духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения».
В нём приняли участие преосвященные архиереи Русской Православной Церкви, руководители епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством. Духовники казачьих обществ и общественных организаций казачества, духовники и руководители казачьих кадетских корпусов, школ и классов, атаманы казачьих обществ и общественных организаций казачества и их заместители, представители органов государственной власти, преподаватели и студенты ВУЗов и духовных семинарий.
В открытии съезда принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он обратился к присутствующим с первосвятительским словом. В своей речи Святейший Патриарх заметил, что в основе образа жизни казака лежит «в первую очередь, православная вера и любовь к Отечеству. Любовь, простирающаяся до готовности положить свою жизнь за Отечество. Именно поэтому казаки и были опорой государства, опорой национальной жизни. Там, где происходили разного рода брожения, разделения, конфликты, казаки, вставая на защиту Отечества, оказывались той силой, которая была способна повлиять на враждующих так, что вражда прекращалась. Когда Родине нашей становилось тяжело, когда внешняя опасность угрожала самому ее бытию, тогда именно казаки становились передовым отрядом, защищавшим не только рубежи, но и все Отечество».
Казак без веры – не казак. «Православие, имея собственную очень богатую культуру, является, по сути, системой духовных и нравственных ценностей. Если эта система разрушается, то человек превращается в псевдоправославного, превращается в некий карикатурный образ». Он призвал казачество к ясному пониманию принадлежности к Церкви, «потому что нет Православия без Церкви. Православия как культурной категории совсем не достаточно, чтобы играть важную роль в жизни людей, потому что тогда оно становится временным, преходящим, как является преходящим все внешнее в человеческой жизни. Если же казак принадлежит Церкви, то это значит, что он православный в полном смысле слова».
Святейший Патриарх подчеркнул: «Быть православным значит не только стоять в форме вне храма и охранять его. Быть казаком значит сердцем быть в храме, значит принимать все, что происходит в Церкви, с открытым сердцем. Нельзя быть казаком и не причащаться Святых Христовых Таин. Нельзя быть казаком и не исповедоваться. Нельзя быть казаком и жить в невенчанном браке».
Кроме того, в своей речи Святейший Патриарх не обошёл вниманием и то, что Церковная жизнь приучает человека к самодисциплине. Например, пост нужен для того, чтобы человек воспитывал свою волю. «И если мы настолько слабы, что не можем отказать себе во вкушении скоромной пищи, то хватит ли у нас силы Родину защищать? Хватит ли у нас силы идти на другие самоограничения?»
Святейший Патриарх отметил ещё два важных момента. Во-первых, он сказал: «Принадлежность к Церкви — это не вопрос только религиозного выбора. Это вопрос быть или не быть казачеству, потому что лишь при условии принадлежности к Церкви в том объеме, о котором я сегодня говорю, когда духовные ценности Православия, православный образ жизни становятся ценностями и образом жизни казаков, — только в этом случае казаки смогут сохраниться в условиях колоссального многообразия взглядов, убеждений, конфронтации в современном мире, когда люди разъединяются по многим позициям — политическим, экономическим, сословным, культурным, языковым, религиозным. И нет другой силы, которая способна объединить казачество».
Второй очень важный момент – «это любовь к Отечеству. Она выражается у казаков в стремлении поддерживать основу государственности страны, служить единству народа, преодолению разногласий. В этом смысле казачество надпартийно, так же как надпартийна Церковь. Нельзя быть казаком и разделять какие-то узкие политические взгляды, потому что сегодня это могут быть одни взгляды, а завтра другие. Самая главная идеология, политическая идеология казачества — это любовь к Отечеству, это охрана государственных устоев, единства и целостности страны, сохранение ее подлинного суверенитета».
Особенное внимание Святейший Патриарх уделил роли и значению казачьего духовенства. Они должны принимать самое активное участие в казачьей жизни. Они ответствены за реальное воцерковление казаков, формирование их казачьего самосознания. Он призвал духовников казачества к трудам во благо Отечества нашего и Церкви нашей, к трудам, которые они совершали бы с подвижнической силой, самоотверженно, не щадя живота своего.
Участников съезда также приветствовал председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества А.Д. Беглов. Митрополит Ставропольский Кирилл прочитал доклад по основной теме съезда «Православие — духовно-нравственная основа казачьего мировоззрения».
На съезде обсуждались также основные направления духовно-просветительской работы в казачьих обществах; механизмы реализации в казачьем сообществе основополагающего принципа «казак без веры – не казак»; духовно-нравственные ценности казачества и их идентификация в образовательной среде; роль казачьих СМИ в духовно-нравственном развитии казачества; подготовка священнослужителей к духовному окормлению казачества.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Мария Мазари

