Евгения Приемская: В школу сквозь леса и буераки (Общественно-экономическая сфера деятельности) (03.11.2019)

Расположенные в сельской местности школы часто сталкиваются с дефицитом педагогов или нехваткой денег на ремонт, однако у учащихся и их родителей есть и другая проблема. Иногда возить детей из небольших или пустеющих деревень в образовательные учреждения оказывается просто некому. Только в конце октября стало известно сразу о нескольких похожих случаях в разных регионах: для того чтобы попасть на уроки, детям приходилось каждый день проходить по несколько километров. Подробнее — в материале «Известий».
До остановки и обратно

В Тверской области двое детей, проживающих в Старицком районе, вынуждены были ежедневно пешком проходить по 10 км, чтобы добраться до остановки школьного автобуса. Об этом стало известно после того, как на происходящее обратила внимание региональная прокуратура.

«Установлено, что в школе проходят обучение два несовершеннолетних жителя деревни Дегунино Ново-Ямского сельского поселения Старицкого района Тверской области. Однако в нарушение требований законодательства мера социальной поддержки и стимулирования на транспортное обеспечение в отношении данных обучающихся реализовалась не в полной мере. Так, указанные обучающиеся ежедневно пешком преодолевали расстояние свыше 5 км от дома (д. Дегунино) до места посадки на школьный автобус (д. Елизаветкино) и обратно», — говорится в сообщении, размещенном на сайте ведомства в понедельник, 28 октября.

В прокуратуре также уточнили, что в маршруте автобуса не было предусмотрено остановки для посадки и высадки детей из деревни Дегунино, так же как не было проведено подготовки для открытия маршрута до Дегунино. В том числе не была создана комиссия, которая должна отвечать за изучение состояния дороги на этом направлении и проверить, безопасны ли подъездные пути к деревне.

«Сказал, что людей возить не будет»

Почти одновременно о сложностях с доставкой детей в школы сообщили в Забайкальском крае. Там почти два месяца не могли добраться в школу около 20 детей из поселка Ягодный Читинского района. В итоге дети не были аттестованы по итогам первой четверти, рассказал изданию «Чита.ру» один из жителей деревни.

При этом в Ягодном была предусмотрена остановка школьного автобуса. Однако почти в самом начале учебного года выходить на маршрут он перестал из-за того, что уволился единственный водитель. Как объяснили жители деревни, мужчина не захотел брать на себя ответственность за перевозку людей из-за плохого состояния автобуса.

— Почти весь сентябрь и октябрь автобус не ходил. Водитель уволился, потому что нет запчастей на машину, плохая резина. Он сказал, что людей возить не будет, — цитирует слова неназванного собеседника агентство «Чита.ру».

В Ягодном журналистам также рассказали, что после этого родители попробовали организовать перевозку детей самостоятельно: кто-то возил на собственном автомобиле, а кто-то платил другим водителям. При этом на перевозку трех детей уходило около 600 рублей в день, поэтому те, у кого учились несколько детей, от этого вынуждены были отказаться.

В пресс-службе министерства образования Забайкальского края признали, что перебои в движении автобуса были, но сообщили, что проблему удалось решить.

— Рассматривался вопрос подвоза детей не в Сохондо, а в Иргень. Родители были против. Сейчас водителя нашли. Примерно с 10 октября автобус пошел, — цитирует сообщение «Чита.ру».

Однако, обращают внимание местные жители, найденное решение оказалось спорным. Власти нашли нового водителя, но для перевозок по-прежнему используется автобус, который, по их мнению, нуждается в ремонте.

Ситуация в Читинском районе, где отрезанными от школы оказались сразу два десятка детей, — скорее исключение. Чаще всего сложности возникают в тех населенных пунктах, где проживает лишь несколько учеников.

Через лес

Так, например, случилось в деревне Кересть Новгородской области, где родителям шести детей пришлось обращаться к областному депутату с просьбой помочь в решении проблемы.

Ученики посещали школу в соседнем селе Рогавке, которое с Керестью соединяет 3 км лесной грунтовки. Раньше по ней ходил автобус, но около года назад в Керести он появляться перестал. Чтобы попасть в Кересть и выехать из нее, водителю нужно проехать через железнодорожный переезд. Переезд не оборудован светофором и шлагбаумом, поэтому в 2018 году, после того как требования к перевозке людей через железнодорожные пути ужесточили, в РЖД отказались утверждать этот маршрут.

Оставлять детей у переезда водитель также не мог, потому что единственная возможность развернуться есть только после заезда на территорию поселка, который для него был запрещен. В школе попробовали продолжить возить детей по-прежнему, но получили крупный штраф.

— В прошлом году управление государственного автодорожного надзора оштрафовало нас на 25 тыс. рублей за пересечение переезда в Керести. Правила организации перевозки при пересечении железнодорожных переездов изменились, паспорт автобусного маршрута должен быть согласован с РЖД. Один штраф у нас уже есть. Повторное нарушение — и будет второй, но в десять раз больше. Чтобы автобус смог развернуться, дорогу надо расширить на 2 м, — приводит «Фонтанка.ру» слова директора Тёсово-Нетыльской средней общеобразовательной школы Елены Икконен.

Родителям предложили отпускать детей пешком, но жители настаивают, что на лесной грунтовке нередко появляются дикие животные, и отпускать детей отказываются.

— По этой дороге ходят кабаны и медведи. Это не преувеличение. В сентябре этот рельсовый автобус (используется в качестве транспорта местными рабочими, но его расписание не совпадает с расписанием школьников. — Прим. ред.) недалеко от Керести сбил медведицу. Я не собираюсь рисковать детьми, — цитируют журналисты жительницу Керести Евгению Бабаеву.

Ежедневно возить детей на собственных автомобилях люди тоже не хотят, учитывая состояние грунтовки. Самостоятельно оборудовать проблемный переезд районные власти не имеют права. Просьбы включить участок дороги от Керести до Рогавки в план по ремонту, по словам жителей, до последнего времени не давали результатов.

Большинство детей школу сейчас не посещают, часть перешли на дистанционное обучение (для этого им надо появляться в Рогавке один раз в неделю). Евгения Бабаева отпускать детей в школу отказалась, и, по словам женщины, не так давно к ней домой приходили представители опеки, которые пригрозили сидевшей с детьми бабушке, что, если детям не смогут обеспечить доступ к образованию, их мать лишат родительских прав.

В школу на попутках

Количество школ в селах сокращается в первую очередь из-за оттока населения из пустеющих населенных пунктов. После того как классы прекращают набираться, учебные заведения обычно закрывают, а оставшихся учащихся переводят в школы, расположенные в более крупных населенных пунктах.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

План по оптимизации системы школьного и дошкольного образования был принят в 2014 году. Всего, как следовало из опубликованного правительством документа, к 2018 году планировалось закрыть около 3,6 тыс. сельских школ и детских садов. Предполагалось, что таким образом удастся повысить качество образования за счет более эффективного использования ресурсов.

По данным Росстата, опубликованным летом 2019-го, именно жители малых деревень (все с населением до 200 человек) чаще всего пользуются школьным автобусом для того, чтобы отправить детей в школу: об этом рассказали 29% респондентов (средний показатель для жителей сельской местности составляет 9,5%). При этом, по данным переписи 2010 года, из 153 тыс. сельских населенных пунктов, существовавших на тот момент в России, население примерно трети (около 55 тыс. из них) составляло меньше 25 человек.

Еще почти треть опрошенных в малых сельских населенных пунктах заявили, что дети добираются до школ с помощью имеющегося в семье или попутного автотранспорта.

Стандарт доступности

Пешеходная доступность школ в российской сельской местности определяется в соответствии с утвержденными стандартами. Так, во II и III климатических зонах (это Запад, Северо-Запад, Приморье, часть Сибири и районы Дальнего Востока) она составляет не более 4 км для учащихся средних школ и не более 2 км — для учащихся начальных классов. В южных и северных районах расстояние составляет 1,5 и 3 км соответственно.

По закону «Об образовании» обеспечивать перевозку детей между поселениями в случаях, когда она необходима, должнымуниципальные власти. Однако нередко вопрос состоит не только в наличии автобуса, но и в состоянии дороги. Муниципальным администрациям, имеющим ограниченный бюджет, ремонтировать дорогу в населенный пункт, где проживает всего несколько человек, может быть просто невыгодно.

В частности, в прокуратуре Тверской области сообщили, что по требованию ведомства «права учащихся на транспортное обеспечение восстановлены». Елена Васильева, глава Ново-Ямского сельского поселения, к которому относится общеобразовательная школа, в которую и ездят дети, подтвердила, что проблема решена и автобус осуществляет подвоз школьников. Однако дополнительной остановки на маршруте автобуса не появилось.

— Сейчас дети живут в другом населенном пункте. В Дегунино они жили без регистрации — это удаленный населенный пункт, опустевший, фактически дачный уже. Сейчас дети живут в Баканово, где у семьи есть дом, и оттуда организован их подвоз до школы, — пояснила она «Известиям».

С похожим предложением власти Новгородского района, по данным СМИ, обращались и к жителям Керести — тогда чиновники обратили внимание на то, что несколько семей потратили материнские капиталы на приобретение квартир в Рогавке, а значит, могли бы просто туда переехать. Жители поселка от переезда отказались, пояснив журналистам, что квартиры находятся в состоянии, непригодном для жилья, а ремонт потребует слишком больших трат. И, в свою очередь, обратились с жалобами — в том числе в общественную приемную президента в Новгородской области.

В сентябре депутат областной думы Дмитрий Игнатов направил запросы главе Новгородского района Олегу Шахову, к которому относится деревня, и министру транспорта региона Станиславу Шульцеву.

В середине октября на встрече с жителями Олег Шахов рассказал, что о проблеме доложил лично губернатору области Андрею Никитину, власти приняли решение отремонтировать участок дороги Чауни–Кересть, чтобы «привести его в соответствие с требованиями». Однако до того, как это будет сделано, решать вопрос с доставкой детей в школу родителям придется самостоятельно.

Как сообщили корреспонденту «Известий» в администрации главы Новгородского района, на момент подготовки материала он находился в отпуске, в приемных заместителя главы администрации и заместителя по социальным вопросам изданию не смогли ответить на вопрос о том, в какие сроки планируется провести ремонт дороги.

Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
03.11.2019

Евгения Приемская





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта