Татьяна ОКУЛОВА. Фото из архива Научного совета «Гидромонтажа». На снимке: выпуск номера газеты «Производственник».: Василий Евстафьевич ВЕРГУН (14.12.2012)

О себе, о товарищах, о «Гидромонтаже». Предлагаем вниманию читателей газеты отрывки из воспоминаний, которые Василий Евстафьевич Вергун, ветеран треста «Гидромонтаж», написал для книги, издание которой готовится к 60-летию этого крупнейшего предприятия бывшего Министерства среднего машиностроения СССР, благодаря которому возник и развивался рабочий посёлок Селятино.
После окончания Миасского геологоразведочного техникума в конце марта 1959 года я вместе с другими молодыми специалистами прибыл на предприятие п/я 1605.
Из Москвы доехали на поезде с тепловозной тягой (электрички пошли в середине апреля 1959 года). Вот станция Селятино. Кругом лес, вдали, слева по ходу поезда, видны небольшие дома. Это были баня, дома №№1-6, а рядом - заложенные фундаменты домов №7 и №8. Между домами №1 и №2 была большая поляна, существующий сегодня парк впоследствии посадили комсомольцы «Гидромонтажа».

В Управлении предприятия на первом этаже дома №2 нас принял начальник отдела кадров Иван Павлович Павлов, который на следующий день организовал собеседование с начальником предприятия полковником Анатолием Порфирьевичем Житковым. Этот спокойный рассудительный человек рассказал нам о будущей работе в различных областях Советского Союза.
1 апреля 1959 года я был зачислен бурильщиком 5 разряда (по шестиразрядной сетке) и направлен в годичную командировку в Дзержинск Горьковской (ныне Нижегородской) области для бурения скважин на воду для большого химического комбината. Скважины бурили неглубокие, до 50 метров, но добивались производительности до 60 кубометров в сутки. Сюда ко мне приехала молодая жена Антонина, с которой мы поженились 14 марта 1959 года.

Через год меня назначают буровым мастером и, опять на год, направляют в Башкирию добывать воду для ракетных частей, расположенных вокруг Уфы.
Буровой мастер - это в одном лице и производитель работ, и нормировщик, и сметчик, и снабженец. Он отвечает за выполнение плана, сроки работ, за технику безопасности и так далее (бригады находились за тысячи километров от основной базы, от руководства).

Руководителем бурового участка был Владимир Григорьевич Лукин - грамотный инженер-буровик, по своей натуре очень энергичный человек. Серьёзное внимание он уделял укреплению и улучшению работы каждого бурового прорабства, каждой бригады, наряду с этим беспокоился и об улучшении жилищных условий своих подчиненных. С его помощью в 1960 году нам с женой была выделена комната 11 квадратных метров в доме №8 в п.Селятино.

В эту 3-комнатную квартиру заселились 3 семьи. Семья механизатора Алексея Андреевича Балыкина из четырёх человек; семья Георгия Поликарповича Пужлакова, прораба буровых работ (3 человека) и мы. Общая кухня, но женщины не ссорились, жили дружно. В этой комнате мы прожили до 1965 года, здесь в 1963 году у нас родилась дочь Елена.
После Башкирии меня направляют на Украину, где начиналась стройка объектов ПВО, которым нужна в первую очередь вода. Дорог нет, слякоть, чернозём по колено, на работу возят трактора, жилья нет, офицеры и вольнонаёмные специалисты снимают комнаты в хатах-мазанках у местного населения. Сняли комнату и мы с женой: пол глиняный, отопление на дровах и кизяках, но ничего, жить можно.

12 апреля 1961 года - радостная весть: Юрий Гагарин в космосе. Не думал я тогда, что увижу его рядом, но об этом позже.
В 1962 году назначают меня прорабом буровых работ, и бригада переезжает бурить в г.Белгород. В июле 1963 года, получив отпуск, я поступил учиться на вечернее отделение Московского геологоразведочного института им. С.Орджоникидзе.

Чтобы я имел возможность учиться, руководство бурового участка предоставило мне возможность работать на площадке Селятино на различных инженерных должностях.
А в начале 1 964 года на предприятии организовывается производственно-диспетчерский отдел (ПДО) под началом Леонида Ноевича Розовского. Он меня берёт в отдел старшим инженером, кроме меня туда же были приняты В.Ф.Савченко и Л.П.Свертнев.

Задачи отдела - распределение автотранспорта и механизмов по предприятиям Селятинской площадки, контроль за сроками производства работ, за обеспечением стройматериалами, за выполнением решений руководства треста и т.д. Работа отдела была организована в две смены, по графику работы производственных предприятий.
Работать с Леонидом Ноевичем было легко, у него многому можно было научиться: требователен к себе и подчинённым, любил дисциплину, ненавидел лодырей, уважал исполнительных и трудолюбивых работников, человек дела, грамотный, эрудированный, интеллигентный, не зря его народ впоследствии избирал председателем объединённого профсоюзного комитета треста «Гидро-монтаж» в течение 19 лет.

Работая на Селятинской площадке, я избирался на различные общественные должности без отрыва от основной работы. Был секретарём комсомольской организации треста, членом бюро горкома комсомола Наро-Фоминского района, секретарём партийной организации МСУ-24. В феврале 1965 года я был избран делегатом XVII Московской областной конференции ВЛКСМ, где присутствовал Юрий Алексеевич Гагарин. Нас от Наро-Фоминского района было избрано 8 человек, жили мы в гостинице «Москва».
В перерывах заседаний мы собирались вокруг Ю.А.Гагарина и задавали ему различные вопросы. По окончании конференции для всех делегатов был организован шикарный ужин, и мы пригласили за свой стол Юрия Алексеевича. Он согласился, пришёл к нам со словами «Давайте по рюмке за Наро-Фоминск выпьем, а то за мной скоро придут». И, действительно, скоро его увели за стол президиума. В память об этой встрече осталась фотография, где наша делегация стоит в первом ряду рядом с Юрием Гагариным.
1965 год ознаменовался немаловажным событием в моей жизни: нам на троих была выделена двухкомнатная квартира в доме №13, в которой мы прожили до 1972 года. За это время нас стало пятеро: к нам переехала тёща Мария Николаевна, и в 1971 году родился сын Максим.

3 июня 1969 года получаю диплом об окончании института, а 23 июня издается приказ о назначении меня начальником участка №3. Как такового участка ещё нет, есть место производства работ - север Пермской области на границе с Коми АССР.

Мы работали по правительственному заданию по одному из вариантов проекта по переброске северных рек в Каспийское море, бурили скважины для строительства канала в заболоченных районах с помощью ядерных взрывов незначительной мощности. Это был один из первых в мире экспериментов такого рода.
Быть начальником экспедиции в 30 лет - это, в какой-то степени, престижно, но в первую очередь - ответственно. Были и совещания в министерстве, и работа с генподрядчиком по составлению схемы доставки грузов: весной - по большой воде, зимой - по зимнику, а в остальное время года - вертолётами.

В сжатые сроки менее чем за два года мы выполнили задание, которое было поставлено перед нам, и подготовили для науки все 4 ствола. Я искренне благодарен людям, которые трудились рядом со мной в этой экспедиции: прорабам Воронцову Е.Ф., Фаттахову Р.Н., снабженцу Спирину Л.П., мастеру Конякину И.Б., бурильщикам Верховодкину А.И., Ребрикову Е.В., Кривенко Н.Н., электрику Ожогину В.А., механику Лаврову А.А. и многим другим, которые впоследствии продолжали работать на других объектах «Гидромонтажа».
С 1971 по 1975 годы я работаю в Селятине в МСУ-24 начальником сметно-договорного отдела, меня избирают секретарём партийной организации МСУ-24. За это время работы мне часто приходилось вместе с начальником МСУ-24 М.Д.Леоновым вылетать, выезжать в краткосрочные командировки на Новую Землю, в Семипалатинск, в Зарафшан, Навои, Якутию.
В 1975 году меня назначают начальником 6-го участка по бурению глубоких скважин выщелачивания в г. Зима Иркутской области, куда ко мне в начале января 1976 года приехала вся моя семья «Декабристок»: жена, тёща, дочь 12 лет, сынишка 4 лет.

С 1975 по 1978 годы участком было пробурено свыше 5000 метров. Работали круглосуточно, стали занимать призовые места в социалистическом соревновании по МСУ-24, из убыточного участок стал прибыльным.

В середине апреля 1977 года к нам на участок приезжал министр Е.П.Славский, для которого мы приготовили подарок - набор для авторучек, куда вмонтировали столбик выбуренной соли с глубины порядка 1500 метров и сделали гравировку - «Соль Зимы».

И вот утром приезжает автобус ПАЗ, останавливается недалеко от буровой, выходит Ефим Павлович, а за ним вся свита. Я коротко доложил о работе. Е.П.Славский задал несколько вопросов и спросил, есть ли вопросы у меня. Я сказал, что на железной дороге потерялся полувагон с бурильными трубами, который не могу найти уже две недели, и подаю ему сувенир.
- Спасибо, много мне дарили разных сувениров, но соль - впервые.

На следующее утро приехали железнодорожники с сообщением, что оборудование доставлено на место разгрузки. Оказалось, что у полувагона в пути следования вышла из строя колёсная пара, его загнали в тупик на станции Тайшет и «забыли» про него.

После вмешательства Славского за ночь перегрузили груз из этого аварийного вагона в другой и к утру доставили его нам отдельным тепловозом. Это говорит о том, каким большим авторитетом пользовался Е.П.Славский не только среди работников Минсредмаша, но и у руководителей всех рангов различных министерств и ведомств.
В октябре 1977 года меня сменил Виктор Степанович Кармаев - хороший человек, прекрасный специалист. С ноября 1977 по ноябрь 1980 года работаю в п.Селятино в МСУ-24 начальником сметно-договорного отдела.

В июле 1980 года уходит на пенсию Я.А.Кузнецов, и начальником треста назначается В.Д.Захаров, который предложил рекомендовать меня на пост секретаря парткома треста на 3,5 года. Я сначала отказывался: какой я партийный работник, я производственник, но потом согласился, надо было заменять на этой должности Алексея Петровича Сироту. В ноябре 1980 года меня избрали секретарём парткома треста, и в этой должности я проработал 7 лет.

Партийная организация треста была одной из самых крупных партийных организаций Наро-Фоминского района. В состав парткома входили 14 первичных партийных организаций, две с лишним тысячи коммунистов. Партком оказывал активную помощь руководству треста и его предприятий в ускорении решения важнейших производственных вопросов, в повышении производственной и трудовой дисциплины. Ежегодно летом рассматривались и контролировались мероприятия по подготовке к работе в зимних условиях пос. Селятино и всех предприятий.
Много внимания уделялось социальной сфере посёлка, нуждам его жителей. Партком руководил работой добровольной народной дружины, шефством над совхозами Наро-Фоминского района. Наряду с заготовкой кормов строились различные объекты, так, к примеру, в совхозе «Верейский» отстроили прекрасную деревню Рождественно.
На общественных началах без отрыва от основной работы работали секретари первичек О.А.Задорин, Ю.И. Казаков, В.В. Кулаков, М.Н. Гуменюк, В.П.Чепелев, П.К.Харченко и многие другие.
В аппарате парткома работали Лидия Алексеевна Тихомирова, Валерий Иванович Герасименко, Наталья Ильинична Сладкова, Валентина Петровна Шаталова. Все мы находились в штате Наро-Фоминского ГК КПСС, наша зарплата не влияла на фонд зарплаты треста. Наш небольшой коллектив был очень дружным, ответственным, исполнительным и грамотным. Не знаю, как им, а мне было легко работать с ними.

С первого ноября 1987 года, после ухода на пенсию Дмитрия Степановича Горожанкина, меня назначают заместителем начальника треста по кадрам и социальным вопросам, а при акционировании - заместителем генерального директора АО «Гидромонтаж» по кадрам, быту, социальным и общим вопросам. На этой должности я проработал до 1 августа 2001 года.
Так же в центре внимания были вопросы строительства и распределения жилья, образования, здравоохранения, торговли. Даже в самые трудные годы перестройки они не были забыты. Посёлок Селятино долгие годы считался одним из лучших в Подмосковье.

В 2001 году прошла реорганизация, и я был переведен на работу начальником бурового управления ОАО «Трест «Гидромонтаж». Генеральным директором в это время был Владимир Иванович Крамков. Он прекрасно понимал нужды буровиков, оказывал необходимую помощь.

Работы по бурению скважин на воду, изготовлению и монтажу водонапорных башен в основном велись в Московской области. Прекрасной водой обеспечили железнодорожный дом в Апрелевке. В Звенигородском военном санатории пробурили скважины на пресную воду, на минеральную глубиной 400 м для бювета и одну 1000-метровую на рассол для солёных ванн. Обеспечили водой КЭЧ Кантемировской дивизии.

В Селятине пробурили скважину глубиной 395 метров и смонтировали насос с нержавеющими водоподъёмными трубами для минеральной воды «Селятинская». Этот проект не получил развития, а жаль! Жаль в первую очередь труда буровиков, ведь это труд очень тяжёлый. Они работают на открытом воздухе в любых климатических условиях, будь то 40 градусов жары или столько же мороза. Недаром сказано: «Живи и славься на века, почётный труд буровика!»

С каждым годом специалистов- буровиков становится все меньше, сказываются и тяжёлый труд, и условия жизни в экспедициях, и работа на ядерных полигонах.
На заслуженный отдых я ушёл по собственному желанию 3 апреля 2003 года, проработав в «Гидромонтаже» без малого 45 лет. Менялись названия почтовых ящиков, предприятий, названия треста, менялись мои должности от бурильщика до заместителя генерального директора (даже 3 месяца в 1998 году довелось поработать и.о. генерального директора). Я благодарен судьбе, что во всех записях в трудовой книжке - «Гидромонтаж», «та заводская проходная, что в люди вывела меня».

/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Статья опубликована в номере от 14.12.2012

Татьяна ОКУЛОВА. Фото из архива Научного совета «Гидромонтажа». На снимке: выпуск номера газеты «Производственник».





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта