Мария Мазари: Восстание «красных шапочек» (15.11.2013)

           Во Фанции с 1 января 2014 года должно было войти в силу постановление о таксации большегрузных автомобилей (так называемой экологической таксы или, коротко, экотаксы). Постановление это было принято ещё шесть лет назад в рамках программы: тот, кто загрязняет атмосферу – платит. Инициатором её был Жан-Луи Борло, который в то время занимал пост министра экологии. В среднем эта такса должна составлять 0,13 евро на километр. Предполагалось, что эта такса заставит предпринимателей максимально оптимизировать маршруты перевозок грузов, что повлечёт за собой уменьшение вредных выбросов в атмосферу и, следовательно, уменьшение «парникового эффекта».

    
         
По расчётам французского правительства, эта такса должна была принести в бюджет 1,1 миллиард евро в год. Из них 760 миллионов планировалось инвестировать в развитие альтернативных способов перевозки (железнодорожного и водного транспорта), 180 миллионов на содержание дорог и 250 миллионов на администрирование самой таксы. Все дороги во Франции в преддверии применения таксы были оснащены контрольными пунктами, расположенными приблизительно в четырёх километрах друг от друга. Все же большегрузные автомобили оснащались аппаратами слежения c системой GPS.

Сейчас транспортировка грузов стоит от 1,20 до 1,30 евро на километр. С момента начала действия таксы предполагается резкое увеличение цены перевозок, а с ними обязательно поползут вверх и цены на практически все товары.

Введение экотаксы поставит в ещё более сложное положение французских фермеров, которые и так постоянно бастуют из-за слишком низких закупочных цен на продукцию. Многие из них еле-еле сводят концы с концами, не выдерживая конкуренции с другими, более южными, странами Евросоюза, как, например, Испания. Надо сказать, что экотакса будет применяться несколько раз к одному продукту. Например, в птицеводстве: при перевозе цыплят на ферму, кур на бойню, затем куриного мяса на оптовую базу и, наконец, доставке мяса на торговые точки. И это не считая кормов и прочего.

Такса эта вызовет подорожание практически всех промышленных товаров, учитывая тот факт, что изготовление деталей производится в разных районах страны и их нужно перевозить к месту сборки. Предполагается, что один промышленный продукт будет таксироваться 7-8 раз. Это поставит в тяжёлое положение французских производителей и уменьшит конкурентоспособность товаров при экспорте.

Введение этой таксы вызвало возмущение, прежде всего, фермеров и предпринимателей Бретани, как одного из самых отдалённых от центра регионов Франции. Движение получило название «красных шапочек», которые стали настоящим символом протеста. Не получив на первых порах удовлетворения своих требований, протестанты перешли к перекрытию дорог и разрушению контрольных пунктов. Движение «красных шапочек» зажгло всю Бретань. Оно постепенно стало охватывать другие регионы. Президент Франции Франсуа Олланд, рейтинг которого и так уже упал до двух процентов положительного отношения, посетил Бретань. Визит обернулся скандалом – он был освистан огромной толпой недовольных. Результат – экотакса приказала долго жить. Её заморозили до неопределённых времён.

Надо сказать, что подобные налоги действуют в Швейцарии и Германии, например. Но в Германии возникает всё больше проблем с их применением.

Как мы видим, вопросы экологии мало волнуют рабочий люд Европы. Гораздо более насущная проблема – как заработать себе на кусок хлеба и, желательно, с маслом.


/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Статья опубликована в номере от 15.11.2013

Мария Мазари





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта