Елена Рычкова: Время собирать шишки? Сердюков возглавит совет директоров производителя "Суперджета" (Россия: авиация) (16.05.2019)

Бывший министр обороны Анатолий Сердюков, закончивший службу в ведомстве большим скандалом, сегодня избран главой совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в делах которой на данный момент не все так гладко. Еще не забылась трагедия с самолетом "Суперджет", унесшая много жизней в Шереметьево. До сих пор внимание общественности приковано к компании "Сухой", которая входит в ОАК, экспертное сообщество в очередной раз получило повод высказать свое мнение о "самолетах-лего" и их летных качествах, вспомнить об угробленных советских конструкторских бюро и кинуть камень в единственную компанию, разрабатывающую гражданские самолеты после развала СССР, так как ее особое положение было обеспечено особыми связями с властью. На этом фоне новость о назначении непопулярного в народе экс-министра обороны Сердюкова смотрится нелепицей, как будто к больному месту решили приложить не подорожник, а прижечь крапивой.
"Новость о назначении "выдающегося" руководителя Сердюкова на новую должность мои друзья, сослуживцы, летчики-испытатели, авиационные конструкторы расценили как то, что даже такое "авиалего", как "Суперджет-100" – это роскошь для России, будем эту отрасль приземлять окончательно. То, что не получилось у сына Рогозина, я думаю, с лихвой получится у этого печально известного в армии руководителя", – иронизирует военный обозреватель, полковник ВВС в отставке Александр Жилин в беседе с Накануне.RU.

"А если серьезно, то, учитывая наши просторы, учитывая отсутствие дорог, учитывая катаклизмы, которые происходят в стране, тут и пожары, все это, конечно, требует развития авиации. Сердюков и развитие – вещи, не связанные между собой никак", – говорит он.

По мнению эксперта, Сердюков во власти во многом держится только благодаря связям и свекру. Армию он не вывел на лидирующие позиции в мире, а закончил свою службу в суде. И то, что он назначается на столь ответственную должность, очень сложно объяснить с точки зрения интересов державы. "Зато легко объяснить с точки зрения анти-интересов державы. Министерство обороны под руководством Сердюкова – это был такой удар, последствия которого мы не можем исправить до сих пор", – говорит Жилин.

Скорее всего, назначение Сердюкова предопределило то, что с руководящего поста ушел сын господина Рогозина, считает политолог, директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

Действительно, соглашается Александр Жилин: "Наши чиновники не только прекрасные люди и большие профессионалы, за 20 лет не создавшие ничего нового и проявившие себя особенно ярко в разрушении промышленности, но и по случайному стечению обстоятельств у всех них очень талантливые дети, которые в самом молодом возрасте добиваются головокружительной карьеры и занимают руководящие посты в госкоропорациях".

Владимир Путин, Дмитрий Рогозин(2018)|Фото: kremlin.ru

Хотя, многие и не утруждают себя работой вообще, в последнее время особенно часто в светских новостях стало появляться имя Чемезова-младшего, якобы сын руководителя "Ростеха" живет в Англии и ведет роскошный образ жизни, пока его отец сохраняет молчание по поводу трагедии "Суперджета". В таких условиях кто-то должен "собирать все шишки", а Сердюкову не впервой это делать, объясняет вероятную логику властей в отношении этого назначения Павел Салин. Также он считает, что если говорить о катастрофе, то не она стала поводом для нового назначения Сердюкова, но сыграла определенную роль – сама логика событий продемонстрировала, что предварительное решение оказалось правильным.

"Сердюков, видимо, выполняет две функции: первая функция – это громоотвод, то есть он занимает должность в проектах, которые сопряжены так или иначе с критикой, – говорит Салин. – Сердюков востребован властью в условиях падения качества госуправления и исполнительной дисциплины. Сердюков же, чтобы о нем ни говорили, обладает для власти очень ценным свойством – он любой ценой реализует те задачи, которые перед ним поставлены вышестоящим руководством".

Да, пусть иногда кажется, что власть специально провоцирует такими шагами возмущение в обществе, но на самом деле это не "троллинг", а знаменитый кадровый "реализм": назначение обусловлено грядущим слиянием. ОАК с 2018 года плавно переходит под крыло "Ростеха" и курирует этот вопрос именно Анатолий Сердюков, окончательно Авиастроительная корпорация перейдет в "Ростех" к 2020 году. Это и является его "второй функцией" по счету, но не по значимости на новом посту, по мнению политолога.

ОАК, стенд, МАКС-2017(2017)|Фото: nakanune.ru

Какие же цели стоят перед господином Сердюковым, как перед главой совета директоров ОАК? Как он будет действовать? Известно, что в "Ростехе" он давно занимается авиационной тематикой и уже прославился своей "экономностью" (где же она была во времена хищений в армии?) – он заявлял о потере конкурентоспособности авиастроения и "безумных деньгах", потраченных на импортозамещение технологий 50-летней давности. Здесь сложно не согласиться с Сердюковым – действительно, технологически отрасль серьезно отстала, именно поэтому "самолетик-лего", тот самый "Суперджет", собирается из иностранных комплектующих, делая нас максимально зависимыми в государственно важной отрасли. И зависимыми не от кого-то, а от стратегических врагов, по крайней мере, от тех, кто заставляет нас все плотней "объединяться вокруг национального лидера" и "затягивать пояса" под градом санкций.

Полковник ВВС в отставке, политический деятель Виктор Алкснис считает, что дело тут не столько в импортозамещении: "Дело в том, что вот уже 30 лет – восемь лет при Ельцине и почти 20 лет при Путине – проводится деиндустриализация России. И сегодня, когда речь идет об импортозамещении, как можно всерьез на что-то рассчитывать, если у нас нет своих станков, нам не на чем выпускать свои детали для самолетов, уничтожена станкостроительная промышленность, у нас не передовых отраслей промышленности в электронике, мы не можем выпускать не только мобильные телефоны или компьютеры, но и "техническую начинку" для самолетов? Этого нет. И это стоит триллионов, и нужны десятки лет, чтобы это возродить. А когда приходят "эффективные менеджеры" типа Сердюкова, которые нацелены координировать финансовые потоки, то мы получим в отрасли то, что получили с армией", – говорит он в беседе с 
Накануне.RU.

Вполне понятно, почему на этот пост а ОАК был назначен именно куратор перехода компании в "Ростех" и, следовательно, ясны его цели. Политолог Павел Салин считает, что в он займется тем, что хорошо знает, умеет и практиковал в армии – перераспределять финансовые потоки.

"Да, он уничтожал научные школы, обижал людей, совершил кучу злоупотреблений, это в качестве бонуса ему было позволено, – говорит Салин, вспоминая деятельность Сердюкова на посту министра обороны, – тем не менее, все-таки он реализовал ключевую задачу, которая перед ним ставилась руководством в 2007 году, когда Владимир Путин назначал его. А с этими задачами не справился даже предшественник Сердюкова, одно из наиболее доверенных лиц Владимира Путина – господин Иванов. Сердюков разрушил советскую традицию, которая существовала почти сто лет, всю советскую эпоху и 20 лет после развала СССР, он оттеснил генералитет от финансовых потоков, и именно он сделал так, что финансами в Минобороны рулят теперь не генералы, а отчасти гражданские лица. И у него есть достаточно ценное качество для исполнителя – и оно становится ценным в квадрате или в кубе сейчас, когда качество управления катастрофически падает и нужно что-то делать, иначе система полностью развалится – да, он достигает поставленных целей любой ценой".

Вопрос в том, какие цели перед ним ставятся сегодня. В 2007 году он должен был отсечь от финансовых потоков генералитет и перевести финансы на других лиц, считает политолог. Сегодня – аналогичные цели? При вхождении ОАК в "Ростех" нужно перевести финансовые и организационные рычаги на новых менеджеров, и Сердюков с этим справится "в присущей ему грубой форме".

"Конечно, сейчас у него не такой абсолютный мандат, как в 2007 году был выдан руководством страны. Другой масштаб и другие ограничения, – говорит Салин. – Он ставится на прорывные направления, потому что другие менеджеры не справились. Он, в отличие от руководства нынешней космической отрасли, когда нужно решать задачу – ее решает быстро и эффективно, а не занимается пиаром. Это не тот случай, когда китайцы сажают луноход на спутнике Земли, а космическая отрасль заявляет, что у нас в качестве асимметричного ответа будут готовить специалистов по лунному праву. Это не стилистика Сердюкова".

То есть от непопулярного Сердюкова нам остается ждать непопулярных мер в авиации. К вопросу же об имиджевой привлекательности – генеральный директор "Ростеха" Сергей Чемезов, как уже упоминалось выше, сегодня все чаще попадает под информационные атаки. Критики прошлись и по его "сыну-мажору" (телеграм-каналы становятся все более влиятельным рупором общественных настроений, и именно они так прозвали отпрыска главы "Ростеха"), и авария "Суперджета" добавила импульс в общее недовольство. Авторы телеграм-каналов стыдят госкорпорацию за "равнодушие" гендиректора к катастрофе, которая стала, по мнению некоторых инсайдеров, для него "приговором".

Казалось бы, теперь не самое время для непопулярных кадровых решений, даже если нужен толстокожий "собиратель шишек". Но, кажется, ни власти, ни идущие с ними об руку главы корпораций не обращают внимания на то, какой образ в глазах обывателя они собой представляют, ограничиваясь стандартными госзаказами на формирование определенно положительной повестки в СМИ. Почему так происходит?

Анатолий Сердюков, Сергей Чемезов, Денис Мантуров, МАКС-2017(2017)|Фото: Накануне.RU

"Да, власть все меньше и меньше обращает внимание на свою имиджевую составляющую, – соглашается политолог Павел Салин, – ведь она важна, если ты в контрактных отношениях с контрагентом, а нынешний политический режим держался на договорных отношениях с населением только до прошлого года. То есть политический режим создавал общественный контракт, о котором мы говорили – сначала лояльность в обмен на рост доходов, потом геополитический контракт ("Крымская весна"), а в прошлом году власть отказалась от контрактных отношений с населением и перешла к власти подчинения, к отношениям административным, в рамках "мобилизационной" модели".

Как объясняет политолог, в данной модели репутационная составляющая не так важна, договорные отношения предполагают диспозитивность сторон, а вертикаль не подразумевает равенство, поэтому имидж власти гораздо менее важен для нее самой.

"Самое главное, что твой контрагент уже в рамках отношений вертикали стоит ниже тебя и в первую очередь важно, чтобы он подчинялся и делал то, что тебе нужно. А то, что он о тебе думает – это вторично", – рисует не очень привлекательную реальность эксперт.

По мнению Павла Салина, эти отношения распространяются на все этажи государственного менеджмента, в том числе и на ростеховскую вертикаль. И здесь качества Сердюкова как исполнителя становятся еще более ценным для власти, а его способность игнорировать издержки воспринимаются не как минус, а как плюс. То есть Анатолий Сердюков – еще более ценный менеджер в рамках вертикали мобилизационной модели, чем он был еще два года назад.

"Мы знаем, как ведет себя с промышленностью эффективный менеджер типа Сердюкова, оптимизация и получение дохода – вот, что главное, даже если эта лошадь умерла. Сердюков назначен для улучшения эффективности денежных потоков, а не промышленной авиации, ведь он совершенно ничего не понимает в авиации, зато многое знает о финансовых потоках, – говорит полковник ВВС Виктор Алксинс. – Как он был директором мебельного магазина, так им и остался, по большому счету. Но чего вы хотели? В стране, где Роскосмосом руководит журналист, авиацией заведовать должен продавец диванов, все логично. Нелегкая судьба ждет нашу авиационную промышленность с Сердюковым.

Сердюков уже армию реформировал, значит, пришло время авиацию хоронить. Много труда не понадобится, авиация и так еле дышит, последние трагедии с "Суперджетом" – лучшее тому доказательство".

Источник

 
16.05.2019

Елена Рычкова





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта