Анна Смирнова: Задания ЕГЭ стали образовательным стандартом, а Архимед, Ньютон и Пушкин – "архаикой" (Россия: образование) (30.04.2019)

Задания Единого государственного экзамена (ЕГЭ) заменили учителям образовательный стандарт: именно на контрольно-измерительные материалы (КИМ) они вынуждены ориентироваться при составлении уроков в отсутствие четких и понятных ФГОСов. Об этом заместитель министра просвещения Павел Зенькович рассказал на круглом столе, посвященном обсуждению новых федеральных образовательных стандартов для школ, в Общественной палате РФ.
Ведомство дорабатывает документ, который должен обеспечить пресловутое "единство образовательного пространства" и стать "гарантом" получения полноценного образования в России. Однако дискуссия показала: что для одних незыблемая база – законы Архимеда, Ньютона и произведения Пушкина, то для других – "архаика".

Новые ФГОСы пройдут несколько этапов обсуждения. Сейчас проекты стандартов для начальной и средней школы размещены на портале "Преобразование", где каждый желающий может высказать свое мнение. Затем документ обсудят в регионах и на сайте проектов нормативно-правовых актов, рассказал замминистра просвещения Павел Зенькович.

ФГОСы требуют конкретизации по содержанию, уверен чиновник. Отсутствие конкретики в нынешних стандартах привело к тому, что единственным ориентиром для учителей стали КИМы ЕГЭ.

"Мы должны быть уверены, что от Камчатки до Калининграда есть базовое ядро знаний, компетенций и умений, которые все наши дети освоят. Из-за того, что нет конкретики во ФГОСах, единственным документом, который закрепляет базовое ядро, стали КИМы. Это не совсем правильно", – заявил Зенькович.

Замминистра просвещения добавил, что равнение на задания ЕГЭ привело к натаскиванию, на которое жалуются родители учеников и сами школьники.

Новые ФГОСы должны представлять собой "твердую базу", но не всеобъемлющую, а "оставляющую поле для маневра талантливому учителю".

В новом документе Минпрос сократил предельное количество часов по некоторым предметам. Прежние нормативы устарели: за 10 лет существования ФГОСов в стране появились новые выходные, стало на две рабочих недели меньше.

Прежние ФГОСы не мотивировали учителей соблюдать их, признал научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования ФГНУ "Институт стратегии развития образования РАО"Илья Лобанов.

Директор центра развития образования Высшей школы экономики (ВШЭ) Кирилл Зиньковский добавил, что проект нового стандарта рассинхронизирован и наполнен "архаичными вещами, которые не соответствуют современным научным представлениям по многим направлениям".

Это саркастично прокомментировала директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова.

"Архаичность закона Архимеда, Ньютона и Пушкина сложно обсуждать даже. Безусловно архаичны, не наши современники уж точно. Но тем не менее на них все строится", – сказала директор организации, разрабатывающей задания ЕГЭ.

При этом директор ФИПИ оценила "попытку Минпроса" сделать ФГОСы основой системы образования.

"Позиция ФИПИ – не КИМы определяют содержание образования. Это делает стандарт, как общественный договор, в котором прописываются госгарантии – то, что школа должна предоставить своего ученику", – заявила Оксана Решетникова.

Учитель математики Александр Шевкин не нашел нескольких теорем в проекте новых ФГОСов по геометрии. Кандидат педагогических наук предположил, что составители и их посчитали "архаикой".

Шевкин напомнил, что в 1991 г. Россия заняла третье место в рейтинге стран мира по образованию, работая по программам. После проведения реформ и введения образовательного стандарта страна в том же рейтинге скатилась к 35-му месту в 2012 г.

Источник
30.04.2019

Анна Смирнова





Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта