Редакция: Закон «Об образовании в РФ»: «За» и «Против» (22.02.2013)
В самом конце 2012 года Президент России Владимир Путин подписал закон «Об образовании». Это означает, что вся российская система образования с начала 2013 года осуществляет плавный переход на новые законодательные нормы.
Работа над документом длилась более трех лет. За это время проект закона прошел не только многочисленные экспертные обсуждения, но и общественные слушания в Интернете.
Комментируя принятие закона, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила: «Этот закон касается каждой семьи, он обращен в будущее».
Иными словами, законопроект должен сохранить то хорошее, что было, и в то же время работать на развитие.
Вместе с тем, отношение в обществе к принятому закону «Об образовании» далеко не однозначное, Основные претензии к закону состоят в том, что он не решает проблемы повышения качества образования и перевода страны на инновационный путь развития, т.е. по существу как утверждают многие, продолжает ту политику, которая привела к кризису образования в нашей стране.
Если исходить из того, что закон касается каждой семьи, значит наверняка у многих, особенно у учителей и воспитателей детских дошкольных учреждений, сформировалось свое отношение к закону и есть свои конструктивные предложения, как в рамках уже принятого закона сделать так, чтобы подрастающее поколение России выросло образованным и подготовленным к вступлению во взрослую жизнь.
Мы, как обычно, привыкли жаловаться на то, что вот, мол, опять за нас все решили. Давайте попробуем открыть дискуссионный клуб на обозначенную тему и подумаем о том, какие положительные перспективы открываются в связи с принятием закона «Об образовании». И потом уже определиться, как на практике оградить позитивное поступательное движение в выбранном направлении в сторону улучшения качества образования от вредного влияния противодействующих сил.
Многие считают, и не без основания, что подписанный главой государства закон «Об образовании» является революционным в системе образования. Он фактически полностью меняет всю устоявшуюся нынешнюю систему и ориентирован скорее на европейскую модель развития.
Право на образование гарантировано статьей 43 Конституции РФ – т.е. оно относится к разряду конституционных.
На стадии проекта, закон заставил серьезно озаботиться общественность. Педагогов тревожил факт, что упадет качество образования; студенты обеспокоились тем, что их гарантии и права будут урезаны; родители учащихся тем, что образование станет исключительно платным. Однако теперь все споры тщетны. Закон принят. А о первых результатах его действия можно будет судить уже ближе к концу 2013 года.
Касаясь основных положений закон «Об образовании» следует отметить следующее:
- во-первых, законом урегулированы права педагогических работников, их обязанности и ответственность, установлены дополнительные гарантии в части оплаты их труда, организации их профессиональной переподготовки и повышения квалификации; закреплены особенности предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, лицам с ограниченными возможностями здоровья. Свое отражение в документе нашли механизмы использования дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе, обучения по интегрированным образовательным программам;
-во-вторых, гарантии были предоставлены и родителям учащихся: они также смогут участвовать в образовательном процессе детей. Им предоставлена возможность выбирать учебные предметы для своих детей, участвовать в управлении образовательными организациями. Учащиеся получают право на бесплатные учебники, питание, поездки в школу, предоставление общежитий, стипендии и так далее;
- в-третьих, видоизменился перечень уровней образования. Он будет выглядеть следующим образом: Уровни общего образования: 1. дошкольное образование; 2. начальное общее образование; 3. основное общее образование; 4. среднее общее образование. Уровни профессионального образования: 1. среднее профессиональное образование; 2. высшее образование — бакалавриат; 3. высшее образование - специалитет, магистратура; 4. высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации;
- в-четвертых, в документе прописано правовое положение индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность. Предусматривается обеспечение равного доступа образовательных организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию образовательной деятельности за счет средств соответствующих бюджетов;
- в-пятых, сопоставляя положения Конституции РФ и нового закона, гарантированно бесплатным должно остаться общее образование и первый уровень профессионального образования.
Плюсы и минусы закона «Об образовании»
Положительные моменты:
- предоставлены гарантии на образование лицам с ограниченными возможностями здоровья;
- урегулирован вопрос дистанционного образования;
- прописано правовое положение индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность;
- гарантировано бесплатное образование.
Отрицательные моменты:
- ликвидируются льготы для детей-сирот и военнослужащих при поступлении в профессиональные учебные заведения;
- отдается на усмотрение региона вопрос о коммунальных льготах для сельского учителя;
- отсутствуют положения о выплатах за классное руководство;
- образовательные программы могут осуществляться, в том числе, и за счет средств граждан.
Мы прекрасно отдаем себе отчет, что в такой короткой статье невозможно осветить все тонкости закона «Об образовании», но надеемся, что представленный материал может служить основой для дискуссии, т.к. рассматриваемый закон касается всех, ибо образование – ключевой фактор в жизни каждого человека, основа развития и благополучия нашего общества.
На эту и другие темы, касающиеся реформы, модернизации и инновационного развития образования, совсем недавно состоялся разговор с руководителем селятинской средней общеобразовательной школы №2 Савостиковой О. С., которая любезно согласилась дать свое видение рассматриваемых проблем со своей, профессиональной точки зрения.
Её материал будет опубликован в одном из наших ближайших номеров.
Комментируя принятие закона, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила: «Этот закон касается каждой семьи, он обращен в будущее».
Иными словами, законопроект должен сохранить то хорошее, что было, и в то же время работать на развитие.
Вместе с тем, отношение в обществе к принятому закону «Об образовании» далеко не однозначное, Основные претензии к закону состоят в том, что он не решает проблемы повышения качества образования и перевода страны на инновационный путь развития, т.е. по существу как утверждают многие, продолжает ту политику, которая привела к кризису образования в нашей стране.
Если исходить из того, что закон касается каждой семьи, значит наверняка у многих, особенно у учителей и воспитателей детских дошкольных учреждений, сформировалось свое отношение к закону и есть свои конструктивные предложения, как в рамках уже принятого закона сделать так, чтобы подрастающее поколение России выросло образованным и подготовленным к вступлению во взрослую жизнь.
Мы, как обычно, привыкли жаловаться на то, что вот, мол, опять за нас все решили. Давайте попробуем открыть дискуссионный клуб на обозначенную тему и подумаем о том, какие положительные перспективы открываются в связи с принятием закона «Об образовании». И потом уже определиться, как на практике оградить позитивное поступательное движение в выбранном направлении в сторону улучшения качества образования от вредного влияния противодействующих сил.
Многие считают, и не без основания, что подписанный главой государства закон «Об образовании» является революционным в системе образования. Он фактически полностью меняет всю устоявшуюся нынешнюю систему и ориентирован скорее на европейскую модель развития.
Право на образование гарантировано статьей 43 Конституции РФ – т.е. оно относится к разряду конституционных.
На стадии проекта, закон заставил серьезно озаботиться общественность. Педагогов тревожил факт, что упадет качество образования; студенты обеспокоились тем, что их гарантии и права будут урезаны; родители учащихся тем, что образование станет исключительно платным. Однако теперь все споры тщетны. Закон принят. А о первых результатах его действия можно будет судить уже ближе к концу 2013 года.
Касаясь основных положений закон «Об образовании» следует отметить следующее:
- во-первых, законом урегулированы права педагогических работников, их обязанности и ответственность, установлены дополнительные гарантии в части оплаты их труда, организации их профессиональной переподготовки и повышения квалификации; закреплены особенности предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности, лицам с ограниченными возможностями здоровья. Свое отражение в документе нашли механизмы использования дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе, обучения по интегрированным образовательным программам;
-во-вторых, гарантии были предоставлены и родителям учащихся: они также смогут участвовать в образовательном процессе детей. Им предоставлена возможность выбирать учебные предметы для своих детей, участвовать в управлении образовательными организациями. Учащиеся получают право на бесплатные учебники, питание, поездки в школу, предоставление общежитий, стипендии и так далее;
- в-третьих, видоизменился перечень уровней образования. Он будет выглядеть следующим образом: Уровни общего образования: 1. дошкольное образование; 2. начальное общее образование; 3. основное общее образование; 4. среднее общее образование. Уровни профессионального образования: 1. среднее профессиональное образование; 2. высшее образование — бакалавриат; 3. высшее образование - специалитет, магистратура; 4. высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации;
- в-четвертых, в документе прописано правовое положение индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность. Предусматривается обеспечение равного доступа образовательных организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм, предоставляющих качественные образовательные услуги, к образовательной инфраструктуре и государственному и муниципальному финансированию образовательной деятельности за счет средств соответствующих бюджетов;
- в-пятых, сопоставляя положения Конституции РФ и нового закона, гарантированно бесплатным должно остаться общее образование и первый уровень профессионального образования.
Плюсы и минусы закона «Об образовании»
Положительные моменты:
- предоставлены гарантии на образование лицам с ограниченными возможностями здоровья;
- урегулирован вопрос дистанционного образования;
- прописано правовое положение индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность;
- гарантировано бесплатное образование.
Отрицательные моменты:
- ликвидируются льготы для детей-сирот и военнослужащих при поступлении в профессиональные учебные заведения;
- отдается на усмотрение региона вопрос о коммунальных льготах для сельского учителя;
- отсутствуют положения о выплатах за классное руководство;
- образовательные программы могут осуществляться, в том числе, и за счет средств граждан.
Мы прекрасно отдаем себе отчет, что в такой короткой статье невозможно осветить все тонкости закона «Об образовании», но надеемся, что представленный материал может служить основой для дискуссии, т.к. рассматриваемый закон касается всех, ибо образование – ключевой фактор в жизни каждого человека, основа развития и благополучия нашего общества.
На эту и другие темы, касающиеся реформы, модернизации и инновационного развития образования, совсем недавно состоялся разговор с руководителем селятинской средней общеобразовательной школы №2 Савостиковой О. С., которая любезно согласилась дать свое видение рассматриваемых проблем со своей, профессиональной точки зрения.
Её материал будет опубликован в одном из наших ближайших номеров.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Редакция


Страницы: [1]